СОБИРАЙСЯ НАРОД…

Найдено 1 определение
"СОБИРАЙСЯ НАРОД…"
первые слова рифмованного призыва к сверстникам проявить намерение (готовность, решимость, согласие) принять участие в какой-либо игре. Полный текст «зазывалки» звучит так: «Собирайся, народ, кто в [название игры] идёт».
О перв. пол. 1980-х гг.: «Зазывалка играть в игру. “Собирайся, народ, кто в (любая игра) играть идет. Кто со мной, тот герой, / Кто без меня, тот поганая свинья”» (499).
О Шадринске в 1989 г.: «В нашем дворе бытовала следующая зазывалка: “Собирайся, народ, кто в прятки (или любая другая игра) идет”. У начинающего зазывалку рука была сжата в кулак, а большой палец оттопырен вверх, остальные делали так: его большой палец ладонью обхватывал тот, кто хотел играть в игру, потом они уже вдвоём кричали и передвигались по местности. Таким образом, собиралась цепочка. Потом все кричали хором: “Бомба взорвалась – игра началась”» (105).
О г. Катайске в перв. пол. 1990-х гг.: «“Собирайся, народ, кто в прятки (или в ляпы) идет”. Такие слова говорили, когда собирали друзей на какую-либо игру, при этом говорящий держал кулак с поднятым вверх большим пальцем; а затем, когда все собрались (прицепившись таким же образом к большому пальцу первого и т. д.), ведущий начинал считать с себя и далее вверх, кто галит, кто не галит. Как только назван тот, кто будет галить, все разбегаются и начинается игра.)» (116). О Шадринске в 1992 г.: «“Собирайся, народ, кто в прятки идет” – эта фраза сигнализирует о начале так называемых “московских пряток”. Кто-то из ребят был начинающим, он и кричал эту фразу. При этом он выставлял кулак с поднятым вверх большим пальцем (знак “во!”). Следующий, кто первым подбежал к начинающему, ухватывается за этот оттопыренный палец, и делает аналогичный знак. Третий, четвертый, пятый… делают тоже самое. Таким образом, из “кулачников” образовывалась своеобразная башня, которая удерживалась до тех пор, пока не прибежит последний желающий играть. Указанная выше фраза тоже произносилась до тех пор, пока не подбежит последний. Затем тот, чей кулак оказывался сверху, был ведущим…» (103).
О г. Завитинске Амурской обл. в 1992–1995 гг.: «В возрасте 7–10 лет я играла с друзьями в разные игры. Перед тем как начать игру, мы проводили некий ритуал: “Собирайся, народ”. Когда дети собираются играть в какую-либо игру, один из них предлагает: “Собирайся народ, / Кто в вышибалы играть идет”. При этом говорящий сжимает руку в кулак, а большой палец выставляет вверх. На него надевается другой кулак с пальцем вверх, то есть четыре пальца, кроме большого, сжимают большой палец предложившего игру. Затем палец второго также сжимают и т. д. Когда все собрались, первый считает кулаки, приговаривая: “Галя, не галя, галя, не галя, галя.” либо: “Вадя, не вадя, вадя, не вадя, Вадя”. Галит (водит) тот, на кого последнего скажут: “Галя” (“Вадя”), либо кто последний (то есть верхний) возьмётся за большой палец нижнего соседа. Одновременно другой может предложить другую игру и, если она больше понравится, если этого человека больше любят, уважают, чем первого, то все пойдут играть с ним» (107).
О 1993–1995 гг.: «“Собирайся, народ, кто в прятки (варианты: в догонялки, в вышибалы и в любую другую игру) идет”, – так я говорила примерно в 9–11 лет. Когда дети собрались играть в какую-либо игру, то часто кричали эту фразу. При этом один из ребят сжимал руку в кулак, кроме большого пальца. Большой палец был поднят вверх. Все желающие поиграть в данную игру ребята сбегались к этому человеку и хватались поочередно за верхний (свободный) большой палец. Таким образом, получалась своеобразная цепочка (вверх) из кулачков с вытянутым большим пальцем последнего игрока. Часто эту кричалку применяли, когда не могли решить, в какую игру сыграть, то есть происходило своеобразное голосование. Например, один человек кричит: “Собирайся, народ, кто в прятки идет”, и к нему подбегает три человека, а другой кричит: “Собирайся, народ, кто в догонялки идёт”, и к нему подбегает пять человек. Следовательно, сначала играют в догонялки, а потом могут поиграть и в прятки» (100).
О детях 9–10 лет в с. Погорелка (пригород Шадринска) в 1995–1996 гг.: «“Собирайся народ, кто в прятки (ляпки) идет…” Когда мне было 9–10 лет, мы использовали эту фразу, когда кто-нибудь собирал “народ” для игры (либо прятки, либо ляпки). При этом инициатор выставлял большой палец вверх. Кто был согласен играть, хватался за палец, выставляя при этом свой большой палец, за который брался следующий, и т. д. Когда из рук выстраивалась цепь, на счет: “Раз, два, три” мы отпускали руки, покачивая их» (021).
О 1995–1998 гг. в Шадринске: «“Собирайся народ, кто в прятки (вышибалы, краски и др.) идёт! Кто со мной – тот герой! Кто без меня – тот ужасная свинья!” Эту кричалку я говорила, когда мне было 9–12 лет, собирая друзей на какую-то игру. При этих словах все пальцы правой руки сжимались в кулак, но большой выставлялся вертикально, а рука вытягивалась на всю длину. Другой человек одну свою руку тоже вытягивает к моей, захватывая мой большой палец, своими пальцами, а большой палец снова – вверх. Таким образом, получалась цепочка. Так присоединялись ещё несколько человек, и мы шли играть. “Подсоединялись” те, кто хотел играть в ту игру, которая называлась в начале кричалки» (112).
О 1995–2000 гг. в с. Глядянское: «“Собирайся народ, кто в прятки (например) идет” – зов на какую-либо игру. Один человек начинает кричать. При этом обычно на левой руке загибает все пальцы, кроме большого. Остальные, кто хочет играть в эту игру, должны подбежать к кричащему и схватиться за его палец рукой так, чтобы другой человек взялся за палец, тем самым образуется вышка. Суть в том, кто последним возьмется за палец, тот и галит. Эту кричалку мы всегда кричали, когда собирались играть в какую-либо игру. Нам было примерно лет 11–16 лет. Впервые я её услышала в 1995 году от старшей сестры, когда они играли в игры» (106).

Источник: Энциклопедический словарь русского детства В двух томах.