«Прекращение жизнедеятельности организма, его гибель» (Словарь, 1962–13, 1355). Осознание неизбежности смерти каждого живого существа.
О девочке в Шадринске в 1993–1994 гг.: «В младшем школьном возрасте (8–9 лет) я узнала, что все люди и животные когда-нибудь умирают. Несколько дней я думала только о том, что зачем жить, если всё равно умрешь. Я представляла, как ужасно будет, когда умрёт мама, любимая кошка, друзья. В голове неожиданно встали возникать философские вопросы (“Зачем дальше жить?”, “Для чего учиться, если умрёшь всё равно?”), на которые я не могла найти ответы. Примерно неделю я пребывала в состоянии шока от неожиданной негативной информации и её осознания, а затем просто вернулась ко всем радостям детской жизни и больше никогда не задумывалась о смерти» (012).
Смерть
СМЕРТЬ
Источник: Энциклопедический словарь русского детства В двух томах.
Смерть
ст.слав.) – конец земной тварной жизни человека; с позиций христианства – разлучение души с телом, процесс перехода человека из «этого» мира в мир «иной», из одного состояния в другое, более совершенное по форме и смыслу. Земное существование – лишь часть жизни человека, ступень к жизни небесной и вечной. Смерть – непостижимая тайна, она абсолютна и сверхчеловечна; именно она заставляет человека искать «смысл жизни». Христианское понимание смерти прямо противоположно материалистическому, где факт ее совершения понимается как полное прекращение бытия человека. В христианстве такое понимание смерти неприемлемо. «Бог смерти не создал». Первочеловек Адам был бессмертен. Смерть к нему пришла через грехопадение, отчего он и был изгнан из Рая во «внешний мир», где есть начало и конец тварного мира. Смерть, по христианству, есть отход от нормы, который будет преодолеваться через духовно-нравственное очищение человека, его жизнь по законам Божиим и воссоединение с Богом. Сегодня же у человека есть надежда на такое воссоединение: Бог сохранил душу его бессмертной, вечной. Физическая смерть человека на земле – всегда глубоко переживаемое явление и для умирающего, и для близких и знавших его. И чем дальше человек отстоит от православного миропонимания, тем тяжелее ему пережить это явление. Православная педагогика считает, что с темой смерти надо знакомить детей, снимая у них трагизм ее восприятия. Детей следует учить спасению души, воспитывать ответственность за исполнение нравственных законов, им надо показывать связность мира земного (дольнего) и небесного (горнего). Дети должны в личном опыте накопить знания и умения встречать смерть человека достойно, провожать умершего по обычаям своего народа. Даже попытка понять смерть смиряет человека, помогает ему в нравственном очищении, снятии пристрастия к земным благам. Это и есть один из педагогических способов введения растущего человека в духовную жизнь.
Источник: Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)
Смерть
прекращение жизни или превращение ее в иную форму существования. Приведем научную и религиозную точки зрения на С. БСЭ дает определение С., опираясь на высказывание Энгельса о том, что «Уже и теперь не считают научной ту физиологию, которая не рассматривает смерть как существенный момент жизни ..., которая не понимает, что отрицание жизни по существу содержится в самой жизни...». Таким образом С. определена как «прекращение жизнедеятельности организма и вследствие этогогибель индивида как обособленной живой системы, сопровождающаяся разложением белков и других биополимеров, являющихся основой материального субстрата жизни». Так определяет материалистическая наука С. индивида. Последние достижения науки в познании феномена С. связаны с проблемой смерти и бессмертия в масштабах ноосферы (Тейяр де Шарден, А. Мень и др.), с объяснением феномена непрерывного потока жизни на Земле в течение сотен миллионов лет, с доказательством необходимости и определением условий поддержания борьбы человека против натиска смерти. Здесь на арену объяснительного процесса наука выдвигает такие категории, характеризующие природу человека, как Разум и Духовность. Иногда выделяют понятие частичной С., т.е. С. группы клеток, части или целого органа (некроз). В зависимости от причин, обусловливающих наступление С., у высших животных и человека различают С. естественную (которую называют еще физиологической), наступающую в результате длительного, последовательно развивающегося угасания основных жизненных отправлений организма (старение) и С. преждевременную (называемую еще патологической), вызываемую болезненными состояниями организма, поражениями жизненно важных органов (мозга, сердца, легких, печени и др.). С. теплокровных животных и человека связана с прекращением прежде всего дыхания и кровообращения. Поэтому различают 2 основных этапа С.: т.н. клиническую смерть и следующую за ней т.н. биологическую, или истинную смерть. Первый их названных этапов отличается от второго тем, что на нем возможно полноценное восстановление жизненных функций. С. – необратимое прекращение физиологических процессов в клетках и тканях.