СЛЕПОТА

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

СЛЕПОТА
это двухсторонняя неизлечимая потеря зрения. Различают разные степени потери зрения: абсолютная (тотальная) С., при которой полностью отсутствуют зрительные ощущения; практическая (парциальная) С., при которой сохраняется или светоощущение на уровне различения света от темноты, или остаточное зрение, позволяющее сосчитать пальцы рук у лица, различать контуры, предметов непосредственно перед глазами. Практическая слепота диагностируется и при сужении поля зрения до 10 градусов и ниже.

Источник: Словарь-справочник по специальному образованию

СЛЕПОТА
наиболее резко выраженная степень аномалий развития и нарушений зрения, когда становится невозможным или весьма ограниченным зрительное восприятие вследствие глубокого снижения остроты центрального зрения и сужения поля зрения. Различают абсолютную (тотальную) С. и практическую С. При абсолютной С. на оба глаза полностью отсутствуют зрительные ощущения. Практическая С. характеризуется остаточным зрением, при котором сохраняются светоощущение и цветоощущение. Слепые дети - это дети, у которых полностью отсутствуют зрительные ощущения или имеется светоощущение или остаточное зрение - 0,01-0,05 на лучше видящем глазу с коррекцией очками. Развитие слепых детей отличается некоторыми особенностями. Они не воспринимают мн. признаки предметов - свет, цвет, форму, величину и положение предметов в пространстве, испытывают большие затруднения в оценке пространственных признаков: направления, расстояния, движения и т.д. Все это обедняет чувственный опыт детей, затрудняет их ориентировку в пространстве, особенно при передвижении. У слепых детей ориентировочная реакция на звуки усиливается и продолжительно не угасает, т.к. звуки являются очень важным фактором их ориентировки в окружающей действительности. Процесс формирования сенсорного опыта у слепых детей замедлен и требует применения специальных коррекционно-педагогических средств воздействия. С. обусловливает задержки в формировании движений. У некоторых детей наблюдаются изменения в эмоционально-волевой сфере, проявляется негативизм. В процессе воспитания и обучения отрицательные явления С. постепенно преодолеваются и развиваются противодействующие процессы компенсации функций. Под руководством учителя формируются приемы и способы использования слухового, двигательного, кожного и других анализаторов, составляющих ту сенсорную основу, на которой развиваются более сложные психические процессы - обобщенное восприятие, произвольное внимание, логическая память, отвлеченное мышление, речь. Это позволяет слепым детям правильно отражать действительность сначала в наглядно-действенной, а затем, по мере накопления опыта, в словесно-логической форме. Огромную роль в формировании образного мышления и в ориентировке играют зрительные представления, сохранившиеся у детей в памяти. Большое значение в компенсации С. имеет формирование социальных мотивов деятельности. Для слепых детей создаются специальные (коррекционные) образовательные учреждения, дошкольные учреждения и дошкольные группы при школах, детские дома, общеобразовательные школы-интернаты (см. Зрение). См. также Зрение,Слабовидение, Тифлотехника

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

Найдено научных статей по теме — 1

Читать PDF
387.25 кб

Педагогические условия коррекции двигательной сферы взрослых людей с приобретенной слепотой средства

Кемкина Виктория Игоревна
Рассмотрена проблема коррекции двигательной сферы взрослых слепых средствами игровой деятельности. Рассмотрены педагогические условия коррекции двигательной сферы взрослых с приобретенной слепотой.

Похожие термины: