— особая группа детей с глубокими нарушениями зрения, слуха и связанным с глухотой отсутствием речи. В настоящее время чаще используют термин слепоглухие, так как немота является следствием глухоты. Если слух потерян в возрасте до 5 лет, когда речь еще окончательно не сформировалась, то без специальных занятий речь ребенка распадается. С. Д. лишены возможности обычного общения с людьми, их связь с внешним миром крайне ограничена, поэтому их развитие существенно отличается от развития не только нормальных детей, но и других категорий детей с отклонениями в развитии.
С. Д., не получившие своевременно специального обучения и воспитания, имеют глубокое недоразвитие психики. Развитие компенсаторных возможностей в процессе специального обучения и воспитания во многом зависит от времени возникновения, степени и характера нарушений зрения и слуха, от сохранности эмоциональноволевой сферы, от первичной сохранности интеллекта ребенка. В Российской Федерации обучение и воспитание таких детей осуществляются в специальном детском доме, который расположен в г. Сергиев Посад Московской области. Направляемые туда дети предварительно проходят комплексное клинико-психолого-педагогическое обследование. Специальные педагогические воздействия направлены на организацию поведения С. Д., на формирование их познавательной и практической деятельности, пространственной ориентации, различных форм словесной речи, на развитие остаточного зрения и слуха, на обучение несложным профессиям. Первыми средствами общения со слепоглухим ребенком являются жесты, обозначающие предметы и действия. В последующем от отдельных жестов переходят к дактильным словам, воспринимаемым посредством осязания. На базе дактилологии при помощи специальных приемов слепоглухих обучают рельефно-точечному шрифту Брайля и, если позволяет остаточное зрение, плоскопечатному шрифту. Формирование устной (звуковой) речи ведется главным образом с использованием осязания. Для обучения детей школьного – телетактор, а для детей с остаточным зрением – визуальные дисплеи.