СКРЫТОЕ СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Найдено 1 определение
СКРЫТОЕ СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
(hidden curriculum) — важный компонент содержания, которое отражается в образовательном результате. Явление получило название благодаря Филу Джексону, который в своей книге «Жизнь в классе» высказал гипотезу, что дети в школе самостоятельно осваивают правила, привычки и нормы (инструкции). Скрытое содержание — это те стороны обучения, которые специально не планируются и имеют неожиданные для учителя последствия. Феномену скрытого содержания посвящено достаточно много работ, в них подчёркивается, что на уроке учащиеся действуют под непосредственным управлением учителя незначительную часть времени. Остальное время учитель не может контролировать. Еще Пиаже подчёркивал, что неправильное. С точки зрения взрослых, поступки или действия ребёнка имеют свою логику для него и сверстников. «Посторонние» занятия на уроке тоже имеют свой смысл и ведут к образовательным результатам – надпредметным или непредметным умениям, самостоятельно осваивая то, что не планирует и не контролирует учитель. Такие «незапланированные» умения школьников, их самостоятельный опыт и адаптация к обучению могут иметь и негативный характер (например, формируется изощрённое умение списывать). В то же время скрытое содержание образования помогает школьникам учиться вопреки неблагоприятным ситуациям, возникающим на уроках в классе, например, фронтально организованной учебной среде, жёстким инструкциям учителя, его авторитарному стилю и т.п.
Новые учебные материалы являются наиболее объективным показателем «скрытого содержания» (hidden curriculum).
И.Д.Фрумин.
Литература: Фрумин И.Д. Тайны школы. – Красноярск, 1999.

Источник: Антропологический деятельностный и культурологический подходы. Тезаурус. 2005

Найдено научных статей по теме — 2

Читать PDF
1.39 мб

Уклад школьной жизни — скрытое содержание образования

Тубельский Александр Наумович
В отечественной литературе были попытки говорить о проблеме уклада. У П. Лесгафта, А. Макаренко, В.
Читать PDF
14.66 мб

Скрытое содержание профессионального языкового образования в социокультурном измерении

Шишлова Екатерина Эдуардовна, Курицын Иван Андреевич
Введение: изучение содержания образования как актуальной педагогической проблемы традиционно сводится к анализу его явного аспекта, которое зафиксировано в официальных образовательных документах.