СКРЫТАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

Найдено 1 определение
СКРЫТАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
(Hidden kurrikulum), СКРУП. В классике педагогической мысли и критической педагогике о СКРУП, упоминается, как правило, с отрицательной коннотацией, подчеркивается роль «невидимого учебного плана», «неявной педагогики» в воспроизводстве «несправедливого» социального неравенства. Современные ученые все чаще рассматривают СКРУП с точки зрения ее положительных функций, подчеркивая, что СКРУП может опосредовать не только процесс воспроизводства социального неравенства, но и культурного воспроизводство. Общепринятым считается мнение, что СКРУП способствует осуществлению социального контроля в школе и обществе в целом, поскольку посредством этой программы люди приучаются к конформизму и подчинению авторитету, она также учит их относиться к социальному неравенству как к естественному положению вещей и обеспечивает культурное воспроизводство. Однако с таким же успехом СКРУП может не только ограничивать индивидуальные проявления личности, но и способствовать их развитию, формировать качества, необходимые для успешной самореализации индивида в социально-профессиональной сфере жизнедеятельности. Наиболее точное определение СКРУП предложено российским социологом В. И. Дудиной: совокупность культурных смыслов и моделей, которые спонтанно транслируются образовательной средой – системой взаимосвязей и отношений, образцами коллективного действия, складывающимися в процессе образовательной коммуникации, реально реализуемыми в этой среде ценностями и нормами. СКРУП инкорпорирована в агентов образовательного процесса, составляет часть габитуса обучающих, а, следовательно, ее можно рассматривать как структуру, формирующую габитусы обучающихся. Содержание скрытой учебной представлено схемами струкутрирования опыта. На уровне официальной программы обучающийся получает определенный набор знаний, умений и навыков, а на уровне скрытой – происходит «усвоение культурных смыслов, типизаций и интерпретаций», существующих в рамках определенной экспертной культуры (требований учебной дисциплины) и академической культуры учебного заведения (Дудина В. И. Экспертные культуры и скрытая учебная программа в высшем образовании // Журнал социологии и социальной антропологии. – 2005. – Т. VIII, № 2. – С. 93– 109; Нечитайло И. С. Понятие скрытой учебной программы: актуализация и концептуализация в проблемном поле социологии образования // Вістн. Харк. нац. ун-ту ім. В. Н. Каразіна. Сер. Соціологічні дослідження сучасного суспільства. – №993. Вип. 29. – С.176–180; Blumenfeld L. Dumbing Us Down: the Hidden Curriculum of Compulsory Schooling By John Taylor Gatto // The Blumenfeld Education Letter. – May 1993. – Regime to access: http://www.johntaylorgatto.com/bookstore/dumbdnblum3.htm; Bowles S. Schooling in Capitalist America / S. Bowles, H. Gintis– NY : Basic Books, 1976. – 186 р. – Regime to access: www.umass.edu/preferen/gintis/ soced.pdf). И. С. Нечитайло

Источник: Глоссарий современного образования.

Найдено научных статей по теме — 1

Читать PDF
883.44 кб

ЭКСПЕРТНЫЕ КУЛЬТУРЫ И СКРЫТАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА В ВЫСШЕМ ОБРАЗОВАНИИ

Дудина Виктория Ивановна
В статье представлена теоретическая модель скрытой учебной программы в высшем образовании и рассмотрены вопросы ее влияния на воспроизводство экспертных культур в современном обществе.