СКАУТИЗМ

Найдено 5 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

СКАУТИЗМ
(Skautizm) – система внешкольного воспитания молодежи, основанная на идеях всемирного движения скаутов (Руденко И.В. Введение в педагогику детского движения: Учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2004. – С. 84).

Источник: Детские и молодежные объединения. Словарь-справочник для студентов 3 курса отделения социальной педагогики.

СКАУТИЗМ
система внешкольного воспитания детей, подростков и юношества через познание природы, игры и ремесла. Создана в Великобритании в начале 20-х годов XX в. В России скаутские отряды мальчиков и девочек создавались с 1914по 1917годы. С начала 90-х годов скаутское движение в России возрождается. В 2002 г. в РФ зарегистрированы десятки скаутских организаций в Москве, Санкт-Петербурге, Карелии, Якутии и других регионах и городах. Всемирная организация скаутского движения существует в 160 странах и насчитывает свыше 16 млн чел.

Источник: Словарь по образованию и педагогике.

СКАУТИЗМ
(от англ. scout – разведчик), система воспитания подростков и юношества, основанная на принципах методики скаутинга. Основные идеи разработаны англ. полковником Р. Баден-Поуэллом (1857–1914). […] «Мне нравится ходить с посохом… Нравится, когда скауты идут строем. Вид у них тогда решительный… Попробуй-ка тронь таких!..» В 1922 году большая часть скаутов присоединилась к построению комсомольских и пионерских орг-ций, некоторые из скаутов пытались сохранить прежние традиции скаутизма, несколько скаутских орг-ций предпочли вести нелегальную работу. К 1923 году, когда скаутизм в России был запрещен, в стране насчитывалось 8 тысяч скаутов. С начала 1990-х гг. в России были созданы новые скаутские орг-ции: Московское братство православных скаутов (1990), Орг-ция российских юных разведчиков (1990); Федерация скаутов России (1991); Русский союз скаутов (1993), Федерация православных следопытов (1994) и др.
О 1990-х гг.: «Попытки рыночных идеологов создать в России в противовес пионерской орг-ции движение скаутов по образцу Запада успехом не увенчались. Как идеология этого движения, так и его орг-ция и даже стиль и атрибуты оказались несовместимыми с культурными традициями (это – особая тема)» (КараМурза, 2004). См. также: Бойскаут, Скауты.

Источник: Энциклопедический словарь русского детства В двух томах.

СКАУТИЗМ
от англ. scout - разведчик)— система воспитания подростков и юношества, основанная на принципах методики скаутинга. С. - добровольное негосударственное неполитическое движение, открытое для молодых людей, независимо от их социального положения и вероисповедания. Осн. цель С. - содействие развитию личности. С. - одно из самых массовых международных детских и юношеских движений: с 1907 в нем участвовало св. 250 млн. чел.; организации скаутов существуют более чем в 150 странах и объединяют св. 16 млн. чел. (конец 90-х гг.). Осн. идеи разработаны английским полковником Р. Баден-Поуэллом (1857-1914). Во время англо-бурской войны (1899-1902) он впервые организовал отряд из мальчиков, где попытался применить методы воспитания молодых солдат, ранее изложенные им в "Инструкциях для скаутов" (1898). В 1907 (этот год считается датой основания С.) он организовал на о. Браунси первый лагерь скаутов. Осн. идеи скаутизма Баден-Поуэлл изложил в книге "Скаутинг для мальчиков" (1908). В том же году учреждена Ассоциация бойскаутов Великобритании и начал выходить журнал "Скауты" (Лондон). В 1909 составлена программа для девочек (герлскаутов). В 1920 осн. Всемирная организация скаутского движения" (штаб-квартира в Женеве). Высший орган - Всемирная скаутская конференция, исполнительный орган - Всемирный скаутский комитет, секретариат - Всемирное скаутское бюро. Принципы и методика С., разработанные Баден-Поуэллом, остаются неизменными и отражают естественную природу подростка, его интересы. Ясность и краткость методики С. делает его привлекательным как для детей, так и для воспитателей. Идеология С. строится на общечеловеческих ценностях и способствует социализации детей, формированию общественно полезных установок личности. Гл. цели С. зафиксированы в трех принципах: долг перед Богом - приверженность духовным ценностям и верность религии; долг перед другими - верность своей стране в гармонии с развитием мира, взаимопонимание и сотрудничество, участие в жизни общества (помощь ближнему, гл. девиз скаутов "Будь готов!" и отзыв "Всегда готов!"); долг перед собой (на скаутском значке этим трем видам долга соответствуют 3 лепестка лилии). Девиз, значок, форма, галстук и другие атрибуты С. были впоследствии использованы пионерской организацией. За особые заслуги скауты награждались почетными званиями (например, "волка" и т.п.). Воспитательную систему С. часто рассматривают как подготовку лидеров, т.к. она помогает детям раскрыть свои организационные и творческие способности. Организации скаутов работают на принципах самоуправления. Дети объединяются в отряды. Собственно скаутами считаются подростки 11-18 лет. Младшие школьники (8-10 лет) в честь героев Р. Киплинга называются "волчатами". В С. участвуют взрослые - скаут-мастера, возглавляющие отряды (как правило, они не являются педагогами-профессионалами, но проходят специальную подготовку). С. большое внимание уделяет взаимодействию с семьей. В России первые скаутские отряды появились в 1909-11 в Царском Селе, С.-Петербурге, Москве. Николай II поддержал идею создания детской и юношеской патриотической организации, по его инициативе была переведена книга Баден-Поуэлла. Днем рождения скаутской организации в России считается 30 апреля 1909, когда капитан О.И. Пантюхов организовал первый патруль русских скаутов в Царском Селе. В 1910 начал выходить журнал "Ученик" с разделом по С. (редактор В.Г. Янчевецкий - писатель Ян). Под руководством Янчевецкого организован первый скаутский лагерь близ Лахти (Финляндия). В 1914 Пантюхов осн. Всероссийское общество содействия мальчикам-разведчикам - "Русский скаут" (председатель - адмирал И.Ф. Бострем, секретарь И.Н. Жуков). В 1914- 1917 скаутские организации для мальчиков были созданы более чем в 143 городах; в 1915 начали действовать организации для девочек. В том же году при редакции журнала "Вокруг света" организован один из первых в мире музей по С. В русском С. определились 3 направления: первое ориентировалось на военную и спортивную подготовку (А.К. Анохин), второе - на воспитание скаутов в духе верноподданности, религиозности и патриотизма (Пантюхов), третье - на гуманистические идеалы воспитания (Жуков). На 1-м Всерос. съезде инструкторов и лиц, интересующихся С. (1915, Петроград), были приняты Торжественное обещание и законы С. На отрядном знамени было изображение Георгия Победоносца. В 1917 в России насчитывалось ок. 50 тыс. скаутов (преобладали дети из обеспеченных семей). В первые годы после Октябрьской революции скаутские объединения продолжали действовать (к 1923 насчитывалось 8 тыс. скаутов). Руководители Наркомпроса (Н.К. Крупская, А.В. Луначарский), левые скаут-мастера и педагоги (Жуков и др.) предпринимали попытки адаптировать идеи С. к задачам коммунистического воспитания (осн. положения Крупская изложила в работе "РКСМ и бойскаутизм", 1922). Другой точки зрения придерживались активисты Рос. коммунистического союза молодежи (РКСМ), выступавших за полную ликвидацию С. В 1922 на Всерос. совещании скаут-мастеров произошло дальнейшее размежевание: большая часть скаутов присоединилась к построению комсомольских и пионерских организаций, некоторые из скаутов пытались сохранить прежние традиции С. (Жуков), несколько скаутских организаций предпочли вести нелегальную работу (Попов). В 1923 С. в России был запрещен. Впоследствии тысячи скаутов были репрессированы. Ок. 3 тыс. русских скаутов эмигрировали (в осн. в Маньчжурию). В 20-е гг. скаутские организации были созданы русскими эмигрантами во Франции (Национальная организация русских скаутов - НОРС, Париж), США (Организация российских юных разведчиков - ОРЮР, штаб-квартира в Нью-Йорке) и других странах. Эти организации продолжают действовать, воспитывая потомков эмигрантов на русских традициях. С начала 90-х гг. в Рос. Федерации созданы новые скаутские организации: Московское братство православных скаутов (1990), Организация российских юных разведчиков (1990); Федерация скаутов России (1991); Русский союз скаутов (1993), Федерация православных следопытов (1994) и др. См. также Лагерь оздоровительный, Туризм (0)3-Скауты

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

СКАУТИЗМ
от англ. scout - разведчик), система воспитания детей, подростков и юношества. Находит свое выражение в общественном детском и юношеском движении, основанном на принципах скаутинга - пед. методики организации дет. внешкольного воспитания. С. - добровольное негосударственное неполитическое воспитат. движение, открытое для всех молодых людей, независимо от их социального происхождения и вероисповедания. Осн. цель С. - содействие развитию интеллектуального, общественного и духовного потенциала молодых людей, становлению их как личностей и граждан. С. прежде всего ориентирован на личность ребенка, а затем уже на деятельность нац. и междунар. орг-ций и скаутского братства.
С. - одно из самых многочисленных междунар. дет. и юношеских движений. С 1907 в нем участвовало св. 250 млн. чел. Совр. нац. скаутские орг-ции существуют в 157 странах (нач. 90-х гг.). и объединяют св. 16 млн. чел.
Возникновение С. обусловлено потребностью общества в создании массовой орг-ции, воспитывающей будущих граждан в соответствии с его идеалами. Идейному обоснованию С. способствовали пед. концепции М. Монтессори, В. А. Лая, Дж. Дьюи. В организац. плане в С. использован опыт Всемирного альянса ассоциаций молодых христиан (World Alliance of Young Mens Christian Associa-tions, YMCA-ИМКА), осн. в 1855 и пропагандирующего религ. воспитание и здоровый образ жизни, Пражского гим-настич. об-ва (1862); эксперименты канад. ученого-испытателя и писателя Э. Сетон-Томпсона, попытавшегося создать дет. объединение «Индейцы - знатоки леса» (1902). и поддержавшего впоследствии идеи С. (в 1916 он стал первым руководителем орг-ции бойскаутов Америки); англ. деятеля У. Смита, стремившегося внедрить «Юношеские бригады», где главным было физич. воспитание и обучение воен. строю (нач. 20 в.).
Осн. идеи С. разработаны его основателем - полковником Р. Баден-Поуэл-лом (1857—1941). В 1898 он в своем воен. учебнике «Инструкции для скаутов» обосновал формы и методы работы с молодыми солдатами. Его рекомендации оказались полезными и для педагогов. Во время англо-бурской войны (1899—1902). Баден-Поуэлл организовал отряд из мальчиков, к-рые с удовольствием выполняли обязанности наблюдателей и посыльных, проявляя смелость, находчивость и изобретательность. Успешная деятельность этого отряда, а также популярность учебника Баден-Поуэлла (о чем он узнал лишь по возвращении в Англию в 1903). послужили импульсом к созданию дет. объединения. В 1907 на о. Браунси Баден-Поуэлл организовал первый скаутский лагерь для 20 мальчиков (этот год считается датой рождения С.). Участники занимались по специально разработанной программе, включавшей активную дет. деятельность (самообслуживание, развитие наблюдательности, обучение правилам поведения при пожаре, на воде, разл. игры и состязания). и нравств. воспитание (дни Рыцарства, Патриотизма и др.). Баден-Поуэлл использовал стремление мальчиков к приключениям, к занятиям спортом, желание покровительствовать младшим и нашел удачную форму применения дет. способностей в естеств. природной среде.
В 1908 вышла книга Баден-Поуэлла «Скаутинг для мальчиков» («Scouting for boys»), где были сформулированы осн. принципы и методы С. В 1910 он по совету короля Эдуарда VII ушел в отставку в чине генерал-лейтенанта и посвятил себя скаутскому движению. В 1920 он был провозглашен Главным скаутом мира, за заслуги в С. ему был присвоен. титул пэра - лорда Гильвель-ского (по названию междунар. центра скаутских руководителей). Существуют сведения, что Баден-Поуэлл был в России: один раз тайно как воен. разведчик, а второй раз - официально как основатель С. и был принят Николаем И.
В 1908 учреждена Ассоциация бойскаутов Великобритании (ок. 60 тыс. чел.). и начал выходить журн. «Скауты» (Лондон). В 1909 составлена программа для девочек-скаутов. Скаутские орг-ции возникли в странах Европы, Америки, Азии, Австралии. В 1920 на Междунар. конференции скаутов основана Всемирная орг-ция скаутского движения (World Organization of the Scout Movement; штаб-квартира в Женеве). с высш. органом - Всемирной орг-цией (от каждой страны возможно присутствие только одной орг-ции, при наличии нескольких должна образовываться нац. федерация скаутских орг-ции). В 1922 орг-ции скаутов действовали уже в 31 стране и объединяли св. 1 млн. чел., а к нач. 2-й мировой войны существовало 45 нац. скаутских союзов (3,3 млн. чел.).
За годы войны мн. скауты участвовали в боевых действиях против фаш. оккупантов. Часть их орг-ции в странах, подвергшихся фаш. агрессии, встала в ряды участников Движения Сопротивления. Скауты Польши, Словакии, Франции, Чехии и Югославии сражались в партизанских отрядах. Участие в анти-фаш. движении способствовало популярности С. в послевоен. годы.
Совр. всемирные скаутские конференции собираются 1 раз в 3 года. Исполнит, орган - Всемирный скаутский к-т (Женева), Секретариатом является Всемирное скаутское бюро во главе с ген. секретарем. Представительство для стран СНГ находится в Крыму (Гурзуф). Финанс. деятельность осуществляет Всемирный скаутский фонд (денежные поступления от деятельности скаутов, частные пожертвования и дары; почетный през. - король Швеции).
Всемирная орг-ция скаутского движения осуществляет свою деятельность по спец. программам, охватывающим актуальные проблемы детства: права ребенка, дет. здоровье, профилактика наркомании, экология и защита окружающей среды, воспитание в духе мира, молодежная безработица, социальная реабилитация, проф. мастерство, ликвидация неграмотности, образование для развития, семейное воспитание, работа с семьями беженцев и др. Скауты сотрудничают с др. демокр. и конфессиональными дет. и юношескими орг-циями. Издается бюллетень «Всемирный скаутизм» на англ. и франц. языках.
Принципы и методика воспитания, лежащие в основе скаутского движения и разработанные Баден-Поуэллом, остаются неизменными. Важнейшие черты С., к-рые особенно акцентируются его руководителями: добровольность, неполитичность и независимость (от полит. ситуаций, движений и т. п.). С. не заменяет воспитания в семье, школе, церкви, является внешк. системой, лишь дополняющей образоват. и воспитат. институты. Принципы, методы и формы скау-тинга оптимальным образом отражают естеств. природу ребенка, его потребности, ценности и интересы. Доступность, ясность и краткость методики С. проста и удобна в практич. использовании и привлекательна для детей и подростков. С. способствует социализации детей, помогает им реализовать свои потребности в социальной деятельности, общении и самоутверждении. Идеология С. строится на вечных общечеловеческих ценностях и способствует формированию общественно полезных ориентации, установок на социально значимую деятельность. Гл. цели С. зафиксированы в 3 скаутских принципах: долг перед Богом - приверженность духовным ценностям и верность религии, исповедуемой данной нацией (скаут не может быть атеистом); долг перед другими - верность своей стране в гармонии с развитием мира, взаимопонимание и сотрудничество, участие в жизни общества, признание и уважение достоинства соотечественников и целостности родного мира (помощь ближнему понимается в духе христианства: ежедневно оказывать добрые услуги ближним - гл. девиз скаутов; призыв скаутов «Будь готов!» и отзыв «Всегда готов», заимствованные впоследствии пионерами, отражают готовность скаутов совершать добрые дела); долг перед собой складывается из двух обязанностей: 1-я - каждый скаут должен поразить зло в самом себе, подобно тому как Св. Георгий Победоносец (считается покровителем мирового скаутского движения). поражает зло в мире; 2-я - скаут ответствен за развитие своих возможностей и способностей. На этих принципах построено торжественное обещание и законы скаутов, среди к-рых, кроме верности долгу перед Богом и Родиной, выделяются преданность родителям, честность, вежливость, бережливость, трудолюбие, скромность, доброе отношение к животным, природе.
С. способствует развитию ответств. поведения как в малой группе, так и в обществе в целом. Объединение детей осуществляется через систему патрулей - группы, в каждой из к-рых от 5 до 9 участников во главе с патрульным. Члены группы выполняют обязанности летописца, завхоза, медбрата и т. п. Атмосфера дружбы и сотрудничества, заботы друг о друге создают идеальные условия для воспитания демокр. навыков и гражд. ответственности. С. часто рассматривают как успешную подготовку лидеров, так как скаутская система воспитания помогает детям проявить свои организац. способности. Напр., в США 75% парламента (нач. 90-х гг. 20 в.). и все президенты (кроме Р. Рейгана). были скаутами. Творческое общение с природой в лагерях и походах способствует экологич. воспитанию.
Развитие способностей и интересов скаутов основывается на 2 подходах в воспитании: европ. вариант направлен на формирование внутр. структуры личности, ответственности за индивидуальное развитие; англо-саксонский (распространен в Великобритании, США и Японии) - на развитие способностей, связанных с обществ, жизнью, коммуникативностью внеш. поведения. Большое значение в С. имеет формирование необходимых практич. навыков (мед. помощь, приготовление пищи, поведение в экстремальных ситуациях).
Скаутинг способствует развитию самостоятельности и индивидуальности ребенка. Скаутские разряды, лесенка, учеба через дело по сути являются программой самовоспитания. С. опирается на положение, что ребенок «всегда готов делать, а не переваривать информацию». Обучение в С. осуществляется путем наблюдения, эксперимента и личной активности. Лесенка скаута включает 4 разряда. Каждый скаут при вступлении в орг-цию проходит испытат. срок, во время к-рого он должен освоить необходимый минимум навыков и умений по разделам: религия, родиноведение, практич. дела. Для достижения очередного разряда необходимо получить характеристику своих товарищей. Скауту, овладевшему к.-л. видом деятельности в большей степени, чем это требуется разрядом, и прошедшему спец. тесты (испытания), присваивается определенная специальность и нашивка. В С. поощрения играют большую воспитат. роль.
Возрастной подход осуществляется дифференцированно. В честь героев книги Р. Киплинга «Маугли» младших школьников (8—10 лет). наз. «волчатами», объединение - «стаей», группу из 6 чел. - «ватажкой», руководителей - Акелой и Багирой. Ступени роста наз. «звездочками»; осн. форма деятельности - игра. Школьники 11—15 лет являются собственно скаутами, акцент делается на практич. делах в малых группах. В скауты можно вступить в 11—12 лет, минуя стадию «волчат». Старшую группу 15—18 лет составляют ровер-скауты, гл. роль играют занятия по специальности (профориентац. деятельность). и социальная работа. Девочки занимаются по тем же программам, что и мальчики. Существуют мор. скауты, где гл. внимание уделяется мор. делу.
В С. большое значение имеет привлекательная и удобная форма, к-рая дисциплинирует.н. позволяет детям из семей с раз л. достатком чувствовать себя равными. Символы и атрибуты во многом носят игровой характер. На скаутской эмблеме («знаке»). 3 лепестка лилии соответствуют 3 гл. скаутским долгам, кроме того, геральдич. лилия в ср. века была символом чистоты и верности. Веревка, завязанная рифовым узлом, символизирует единство и братство всемирного движения. Рукопожатие осуществляется левой рукой - так ближе путь от сердца к сердцу. Скаутский салют - 3 поднятых пальца - также означает 3 скаутских долга; кольцо из большого пальца и мизинца - братство и покровительство старших и младших.
В С. участвуют.н. взрослые. Группу скаутов возглавляет скаут-мастер, как правило, это не педагог-профессионал, а человек, работающий с детьми бескорыстно в свое свободное время и прошедший спец. подготовку. Руководителей готовят спец. курсы (непродолжительные по времени): для патрульных вожаков и помощников скаут-мастеров в возрасте 14—18 лет, для начальников отрядов (18—25 лет). и для скаут-мастеров (верх, граница возраста отсутствует). Существует система междунар. скаутской учебы при Всемирной орг-ции скаутского движения.
С. большое внимание уделяет семье. Без согласия родителей ребенок не может вступить в орг-цию. Характерно, что ср. возраст скаут-мастеров 30—40 лет, т.е. родители, имеющие детей-подростков. Основу патруля, как правило, составляют друзья их детей и знакомых. В совр. практике широко распространены лагеря семейного типа - взрослые и дети. Родители скаутов объединяются в родительский совет (к-т). Многие родители помогают детям освоить к.-л. специальность. Отношения между семьей и скаутским отрядом в определенной степени помогают преодолеть тра-диц. конфликт между поколениями. Преемственность между возрастными группами - важная черта С.: старший скаут - вожак для младших скаутов, ровер-скаут - для скаутов и т. д.
В сов. пед. лит-ре идеи С. освещались только с позиций критики С. как бурж. системы воспитания, ориентированной на формирование послушных граждан, религ. воспитание и т. п. Безусловно, при всех своих положит, качествах, скаутинг не является универсальным средством воспитания. Однако мн. методы С. успешно применяются др. дет. орг-ция-ми - экологическими, конфессиональными, спортивными и др. Совр. скаутское движение, как и все массовые орг-ции, переживает определенный кризис. Его иерархия, организац. структура, строгая дисциплина, недостаточное внимание к творческому воспитанию приводят к нек-рому падению популярности С. в массах. Многие подростки предпочитают вступать в более свободные и раскованные самодеятельные и неформальные объединения. Лидеры С. ведут поиск новых форм работы для его обновления. О. В. Решетников.
В России скаутские отряды появились в 1908—11 в Царском Селе, С.Петербурге, Москве, Батуми и были построены на основе системы Баден-Поуэлла с учетом нац. специфики. В отряды входили в основном мальчики из семей военных, служащих, предпринимателей. Преобладала воен. подготовка юных разведчиков.
Идею создания дет. орг-ции патриотич. типа поддерживал Николай П. По его приказу Ген. штабом была переведена книга Баден-Поуэлла «Скаутинг для мальчиков» (1908). В 1910 в Петербурге начал выходить еженед. журн. «Ученик», в к-ром был спец. раздел «Юный разведчик» (ред. В. Г. Янчевецкий - писатель Ян). В 1912 близ г. Лахти (Финляндия). организован первый рус. лагерь для скаутов Петербурга под руководством Янче-вецкого. В 1911 на 3. Украины возникли аналогичные объединения «пластунов». В 1914 в Петрограде лейтенант О. И. Пантюхов основал Всерос. об-во содействия мальчикам-разведчикам («Русский скаут»), в к-ром сотрудничало св. 200 педагогов, военных, врачей (пред. - адмирал И. Ф. Бострем, секр. И. Н. Жуков). Об-ву покровительствовала великая княгиня Елизавета Федоровна. Осн. цель - сплочение взрослых энтузиастов С. для содействия нравств. и физич. развитию юношества и воспитание достойных граждан.
С. был общественно значимым движением, воспитывал в подростках положит, черты личности, гуманность, милосердие, рыцарство, формировал у них потребность в самосовершенствовании.
В 1914—16 скаутские орг-ции были созданы более чем в 20 городах (Пермь, Саратов, Астрахань, Одесса и др.). В 1915 начали действовать орг-ции герлскаутов (Петроград и Киев).
В 1915 руководитель 1-й Моск. дружины и ред. журн. «Вокруг света» основали при редакции Музей по скаутизму (один из первых в мире). В рус. С. определились 3 осн. направления: первое - гл. внимание уделяло воен. и спорт, подготовке, оказанию помощи солдатам и раненым (А. К. Анохин); второе - стремилось создать полит. дет. орг-цию для воспитания подростков в духе верноподданности, религиозности, патриотизма, благородства и т. п. (Пантюхов); третье - центр, задачей ставило воспитание на гуманистич. идеалах (Жуков). На 1-м Всерос. съезде инструкторов и лиц, интересующихся С. (1915, Петроград), были приняты Торжественное обещание, молитва, законы, заповеди и обычаи, ритуальная сказка. В этих документах сформулированы осн. принципы рус. С.: религиозность, верноподданность и патриотизм в сочетании.с гуманизмом, общечеловеческими идеалами добра, справедливости, чести, служения людям и нравственного самоусовершенствования. Местные орг-ции вошли в единый Всерос. союз (ок. 50 тыс. членов).
В скауты принимались подростки 12- 18 лет без ограничений по социальным, религ. или нац. признакам (практически преобладали представители обеспеченных слоев населения). Каждый отряд состоял из 8 отделений (320 чел.), в к-рых организовывались патрули и команды: санитарная, пожарная, морская, пионерская и велосипедная. По уровню владения навыками скауты делились на 2 разряда. Орг-ция действовала на принципах самоуправления. Отрядом руководил штаб (ст. скаут-мастер и его помощники - начальники отделений); избирался суд чести. К атрибутике С. относились отрядное знамя с изображением Св. Георгия Победоносца, форма, галстук, скаутский знак и билет. За овладение гимнастикой, сан. делом, электротехникой и т. д. вручались нарукавные значки, за особые заслуги и храбрость - почетные звания и значки «Белого медведя» и «Волка». Для детей 8—11 лет при отрядах существовали подготовит, патрули («Волчата» и «Медвежата»). К 1917 в России сложилась организованная сеть скаутских объединений. В годы 1-й мировой войны мн. скауты служили в разведке рус. армии.
После Окт. революции в скаутском движении произошел идейный и органи-зац. раскол. Значит. часть юных разведчиков сражалась в рядах белогвардейцев. В армиях Колчака и Деникина назначались спец. лица, ответственные за работу со скаутами. Кроме разведки скауты входили в состав трудовых дружин, распространяли газеты и пр. Однако немало подростков воевало и в Красной Армии.
Осенью 1917 на съезде Всеобуча было принято решение создать на базе оставшихся скаутских отрядов орг-цию юных коммунистов (юки). В 1918 действовали орг-ции левого направления: Пролетарские скауты (Н. Новгород), Интернац. скауты (Кременчуг), РОЮР (Петроград), Союз свободных скаутов (Москва). Скауты, не пожелавшие войти в орг-цию юков, создали в 1919 подпольное содружество «Братьев Костра». В том же году в Челябинске на терр., контролируемой белыми, состоялся съезд скаутских руководителей Сибири, Урала и При-уралья, учредивший Всерос. орг-цию скаутов (ее руководителем избран Пан-тюхов), а в Новочеркасске на терр. войска Донского прошел съезд скаутских деятелей Ю. России.
В 1919—20 предпринимались попытки приспособить методику скаутинга к задачам сов. власти: организовывались части особой подготовки допризывной молодежи при Всевобуче, отряды юных коммунистов-скаутов, красных скаутов, создана Рус. орг-ция юных революционеров и др. Скаутские орг-ции не имели единого руководящего центра, но общались через информац. бюро. Наметилась тенденция к объединению скаутов во всерос. масштабе. В 1921—23 определились 2 направления: со стороны РКСМ - курс на полную ликвидацию всех скаутских орг-ции; с позиций руководителей Нар-компроса (Н. К. Крупская, А. В. Луначарский), левых скаут-мастеров и педагогов (Жуков, В. А. Зорин, М. Стремя-ков) - стремление приспособить С. к вос-питат. задачам строительства социалистич. общества (в 1923 в Сов. России было 8 тыс. скаутов). Идеи использования С. изложены Крупской в ее кн. «РКСМ и бойскаутизм» (1922). Многие принципы и формы работы легли в основу создания пионерских отрядов, а скаут-мастера стали первыми вожатыми. В 1922 на Всерос. совещании скаут-мастеров произошло дальнейшее размежевание рус. скаутов: наиб. многочисл. часть скаутов перешла к построению коме, орг-ции; ряд скаут-мастеров предпринял попытки обновить скаутизм, сохранив его традиции (Жуков); нек-рые скаутские орг-ции прекратили все связи с РКСМ и предпочли нелегальную работу со скаутами (В. Попов). В 1923 С. в России был запрещен. Нек-рые скаут-мастера нелегально продолжали руководить отрядами до кон. 20-х гг. Впоследствии тысячи скаутов и скаут-мастеров были репрессированы «за помощь междунар. буржуазии».
В 20-х гг. во Франции, США и Канаде были созданы объединения - преемники рус. С.: Орг-ция рос. юных разведчиков (ОРЮР, штаб-квартира в Нью-Йорке). и Нац. орг-ция рус. скаутов (НОРС, Париж), к-рые действуют.н. в 90-е гг. Эти объединения потомков рус. эмигрантов стремятся воспитывать подростков в духе уважения и понимания рус. культуры (НОРС поддерживает контакты со Всемирной орг-цией скаутского движения, но не входит в нее). Орг-ции «пластунов» имеются в Швейцарии, США и Канаде.
В кон. 80-х гг. в СССР. предпринимались попытки возрождения скаутских отрядов (Прибалтика, Закавказье, Молдавия и Украина, Сибирь, Урал). В нек-рых регионах скаутские орг-ции пользуются поддержкой властей. Съезд представителей скаутского движения (1990). при содействии К-та по делам молодежи СССР. и Нац. орг-ции рус. скаутов и Орг-ции рос. юных разведчиков (ОРЮР). провозгласил создание Ассоциации возрождения рос. скаутизма, но в основном принципы деятельности скаутов в совр. условиях разработаны не были.
В нач. 90-х гг. в Рос. Федерации действовали скаутские дружины: Орг-ция рус. юных разведчиков-скаутов (ОРЮР; 1990), Федерация скаутов России (ФСР; С.-Петербург, 1991, зарегистрирована как нац. орг-ция скаутов Рос. Федерации). и Федерация православных скаутов (ФПС; Москва, 1991). В регионах действуют Ассоциация скаутов С.-Петербурга, Сиб. ассоциация скаутов, Союз «Московский скаут», Моск. братство православных скаутов и др. В 1994 в Рос. Федерации насчитывалось ок. 10 тыс. скаутов. Устанавливаются связи с заруб. скаутскими союзами.
Лит.: Пантюхов О. И., Памятка юного разведчика, СПБ, 19112; его же, В гостях у бойскаутов, СПБ, 1912; Генке ль Г., Бойскауты, Уфа, 1915; Преображенский В. С., Бойскауты, М., 1915; Жуков И. Н., Рус. скаутизм, П., 1916 (репринтное изд., Ер., 1991); Петров О. Д., Справочник по скаутизму, П., 1916; Скаутизм в России, П., 1916; К уд и нов В. А., Суть и оболочка, «Вожатый», 1989, № 6; Враги или предшественники, там же, 1990, № А—5; Богуславский М. В., Рус. скауты: кто же они?, «Воспитание школьников», 1991, № 5; Документы встречи представителей скаутского движения, в сб.: Дет. движение: каким ему быть?, М., 1991; Пионерия и скаутизм: от конфронтации к сотрудничеству, К., 1991; История, теория и практика скаутизма, Архангельск, 1993; Крайнев Т., Скауты в России, «Отеч. история», 1993, № 5; Скаутинг. С чего начинать, М., 1994.
М. В. Богуславский.

Источник: Российская педагогическая энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 1

Читать PDF
81.40 кб

Скаутизм как инновационное явление

Поляков Сергей Данилович
Статья посвящена анализу проблемы распространения российского скаутизма как инновационного явления для сфер педагогики и детства.

Похожие термины:

  • СКАУТИЗМ, СКАУТИНГ

    распространенная в Европе и Америке система организованного внешкольного воспитания детей и юношества, включая развитие их общественной деятельности и физическую подготовку (сложилась в Велико