детская игрушка – веревочка с ручками на концах, через которую прыгают, вертя её и перекидывая через голову; то же, что прыгалка.
О середине 1910-х гг.: «…Рая считалась на всей улице непобедимой по части скакалки. Она могла прыгнуть сто раз без передышки и ни разу не запутаться… Но Женя и Тоша четырнадцать раз прошли мимо скамеечки, где сидела Рая. Знаменитая скакалка лежала свернутой рядом… Наконец…, Женя, ужасно покраснев, обратился к девочке: “Вы не дадите, пожалуйста, нам на минутку вашу скакалочку?”… Рая дала им свою скакалку – толстый белый шнур с лакированными деревянными ручками на концах. …Мальчики стали изображать, будто они первый раз в жизни прыгают через скакалку. Они топтались на месте, путались в веревке, нарочно падали. Вскоре Рая… засмеялась и сказала: “Не так совсем. Дайте я вам покажу, как надо”. Женя и Тошка как можно быстрее раскрутили скакалочку, так что её почти не видно стало. Веревка, выгнувшись и мерцая в воздухе, описывала большой прозрачный шар, а Рая, легко вбежав в него, ловко заскакала, ни разу не зацепившись, как белка в колесе. Она прыгала вперед и назад, и обеими ногами сразу, на одной ножке и боком. Свистящая веревка подсекала ее у земли и тотчас проносилась над головой, а она всё прыгала, прыгала, прыгала» (Кассиль, 1987–1, 352–353).
О Ленинграде 1930-х гг.: «…Девочки прыгали через скакалку, играли в “классы”, расчерченные на тротуаре…» (Гранин, 1990–5, 476).
О Свердловске вт. пол. 1940-х гг.: «С наступлением теплых дней армия детворы высыпала во двор. Девочки собирались своей стайкой, мальчишки – своей. Девчонки больше играли в мяч, в классики, прыгали через скакалку. Какие это были мудреные прыжки – и по одному, и вдвоем, и с переворотом, и руки крестом! Во двор выносилась длинная толстая веревка, которую раскручивали вдвоем. Требовалось огромное умение, сноровка, чтобы запрыгнуть в разворот веревки и, в такт с раскручиванием, выделывать прыжки!» (Факова, 2006). О вт. пол. 1940-х гг.: «…Лида взяла скакалку, которою была подпоясана вместо пояса, и принялась скакать перед террасой, громко считая: “Раз, два, три...”» (Панова, [1955] 1956, 424).
О нач. 1960-х гг.: «А потом взяли скакалку и пошли во двор. Там девчонок много – стали скакать. Я скачу, а сама всё прислушиваюсь…» (Долинина, 1962, 58).
О нач. 1960-х гг.: «Ребята играли на поляне возле школы… Любаша уже успела присоединиться к первоклассницам, скакавшим через верёвочку. Две маленькие девчушки старательно, изо всех сил крутили скакалку, а Любаша прыгала, высоко выбрасывая худые ноги, то и дело встряхивая головой, чтобы откинуть рыжеватую чёлку, падавшую на глаза» (Черногловина, 1962, 82).