(дидактическая система)
- система обучения, основанная на разборе конкретных ситуаций и решения поставленных в них проблем. Ситуационное обучение близко по смыслу к имитационной (моделирующей) системе обучения. Основная направленность ситуационного обучения – это «обучение действием». В первую очередь речь идет о кейсметодике (кейс-стади) – разбор конкретных ситуаций из реальной практики, технологии обучения действием, выполнения прикладных проектов, в том числе, по материалам конкретных предприятий. Кейс-методика позволяет активизировать различные факторы: теоретические знания по тому или иному учебному курсу, практический опыт обучающихся, их способность высказывать свои мысли, идеи, предложения, умение выслушать альтернативную точку зрения, и аргументировано высказать свою. С помощью этого метода студенты и слушатели имеют возможность проявить и усовершенствовать аналитические и оценочные навыки, научиться работать в команде, применять на практике теоретический материал. Как специфический метод обучения, применяется для решения свойственных ему образовательных задач. Основными проблемами кейс-метода являются технологизация и оптимизация, методологическое насыщение и применение в обучении различных типов и форм. Будучи интерактивным методом обучения, он завоевывает позитивное отношение со стороны студентов и слушателей, которые видят в нем игру, обеспечивающую освоение теоретических положений и овладение практическим использованием материала. Не менее важно и то, что анализ ситуаций довольно сильно воздействует на профессионализацию обучающихся, способствует их взрослению, формирует интерес и позитивную мотивацию по отношению к учебе. Кейс представляет собой некоторую ролевую систему. Под ролью понимают совокупность требований, предъявляемых к лицам, занимающим определенные социальные позиции. Высокая концентрация ролей в кейсе приводит к превращению кейс-методики в ее крайнюю ролевую форму – игровое обучение, сочетающее в себе в себе игру с тонкой технологией интеллектуального развития и тотальной системой контроля. Действия в кейсе либо даются в описании, и тогда требуется их осмыслить (последствия, эффективность), либо они должны быть предложены в качестве способа разрешения проблемы. Но в любом случае выработка модели практического действия представляется эффективным средством формирования профессиональных качеств обучающихся. Ситуационное обучение широко применяется при подготовке и переподготовке менеджеров, в бизнес-образовании, но находит применение и при профессиональном обучении по другим специальностям в вузах и колледжах, а также в общеобразовательной школе. Литература: [57].
398.24 кб
Дидактические аспекты методики ситуационного обучения экономике
В статье рассматриваются дидактические аспекты разработанной автором методики ситуационного обучения школьников экономике. Дидактической единицей технологии ситуационного обучения является конкретная экономическая ситуация.