СИСТЕМНОСТЬ И ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ в обучении

Найдено 1 определение
СИСТЕМНОСТЬ И ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ в обучении
общедидактический принцип обучения. Принцип С. и п. требует такой организации процесса обучения, при которой учебных материал усваивается учащимися в строгом логическом порядке, соответствующем логике науки, трудового процесса, а также дидактическому требованию об опоре его на совокупность ранее усвоенных знаний и формированных умений. Только при этом условии знания и умения будут усваиваться сознательно, в определенной системе, учащиеся смогут свободно использовать их в своей практической деятельности.
Принцип С. и п. реализуется прежде всего в содержании учебных программ и учебников. опираясь на достижения современной науки, техники и технологии, данные передового и новаторского опыта, результаты научно-методических исследований, отрабатываются наиболее рациональные для данного периода системы производственного обучения и последовательность изучения учебных предметов. При этом возможна различная последовательность изучения учебного материала, но неизменным остается сохранение логически стройного подхода, вытекающего из внутренних связей между явлениями, понятиями, фактами, а также между теоретическими положениями и их практическим применением.
Рассматриваемый принцип требует соблюдения в обучении определенной системности, которая предполагает вычленение в изученном материале ведущих понятий, установления их связей с другими понятиями, показа генезиса их развития, раскрытия общих закономерностей. Систематичность проявляется и в установлении связей между отдельными темами и разделами курса (внутрипредметные связи), между отдельными предметами (межпредметные связи), а также между теоретическим обучением и производственным. В результате у учащихся будет создаваться целостное представление об изучаемых предметах, циклах обучения, содержании профессии в целом.
Принцип С. и п. должен применяться не догматически, не путем возведения в абсолют какой-либо неизменной последовательности основных этапов урока, единой схемы плана урока. Он предполагает творческий подход к обучению, выбор наиболее рациональной системы и последовательности для каждой педагогической ситуации.
В практике обучения принцип С. и п. реализуется в процессе различных форм планирования. В ходе перспективно-тематического планирования преподаватель (мастер) намечает порядок изучения отдельных вопросов учебного материала, повторения и контроля за степенью формирования знаний и умений. При этом процесс обучения планируется таким образом, чтобы исходные понятия изучались ранее их практического использования.
С. и п. должны осуществляться не только в деятельности педагогов, но и в работе учащихся. В этой связи важно формировать у них навыки рационального планирования своей учебной и производственной деятельности, развивать и совершенствовать способы самоконтроля.
Лит.: Педагогика / Под ред. Ю.К. Бабанского. – М., 1997; Дидактика средней школы / Под ред. М.Н. Скаткина. – М., 1982; Беляева А.П. Дидактические принципы профессиональной подготовки в профтехучилищах. – М., 1991.
В.А. Скакун

Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.