СИСТЕМА ВЗАИМНОГО ВОСПИТАНИЯ

Найдено 1 определение
СИСТЕМА ВЗАИМНОГО ВОСПИТАНИЯ.
Методологическую основу разработанной С.в.в. и обучения составляет положение, что человек – активный продукт воспитания и обстоятельств, что в конкретной деятельности он изменяет среду и обстоятельства, изменяя при этом и собственную свою природу.
Сущность методики взаимного воспитания и обучения состоит во включении всех учащихся в активную деятельность по организации и преобразованию своей жизни. Достигается это коллективным творчеством, при котором старшие учащиеся в сотрудничестве с педагогами воспитывают младших и передают им знания, организаторские умения и навыки.
Отличительная черта методики состоит в том, что организаторами воспитательного процесса являются в равной степени педагоги и учащиеся. Главное внимание сосредоточено на воспитании качеств личности, развитии волевой, умственной и эмоциональной сферы человека. Воспитание рассматривается в широком смысле, как организация жизнедеятельности, способ жизни. Обучение при этом является одним из основных элементов воспитания.
Регулирующую роль в системе выполняют принципы: создание коллектива на основе личного участия каждого в улучшении окружающей жизни; построение коллектива на принципах сменяемости всего актива; коллективное планирование, организация и анализ общих дел, отношений, поступков; воспитание с опережением на высоком уровне трудности и через преодоление трудностей; воспитание и развитие всех и каждого; соуправление и самоуправление; свобода выбора и самовыражения в деятельности; преемственность поколений с опорой на старших; самодеятельность, самоорганизация, самовоспитание, самоперевоспитание, самоответственность.
Основной метод воспитания – коллективное творчество и сотрудничество учащихся, педагогов, родителей, когда все вместе планируют, продумывают дела, готовят и проводят мероприятия; при этом все организаторы и все исполнители имеют возможность выбора и самовыражения.
Опираясь на совет К.Д. Ушинского, что чей-либо опыт в готовом виде перенять нельзя, воспринимается идея опыта, а реализуется она в каждом коллективе творчески и по- своему. Опыт педагогического коллектива в детском хореографическом ансамбле «Ровесники» (г. Благовещенск) следует рассматривать с этих позиций. Здесь важными элементами системы взаимного воспитания и обучения являются: единый воспитательный центр – совет ансамбля; соуправление (самоуправление) учащихся на принципах сменяемости актива; шефство (разновозрастное объединение) на принципах преемственности поколений, семейных отношений; клубные формы массовой организации детей; воспитание с опережением; сотрудничество (см. Воспитательная работа в профессиональных учебных заведениях).
Идея единого воспитательного центра в коллективе заключается в том, что нет отдельных самостоятельных органов управления – педагогических, ученических, родительских. Есть единый – совет ансамбля, состоящий из педагогов, учащихся и родителей. Совет избирается на год (воспитатели входят в него автоматически), собирается два раза в месяц, организует, направляет весь учебно-воспитательныйпроцесс через сменный ученический актив первичных объединений (классов, групп, бригад, советов творческих дел). Совет работает по единому плану, составленному коллективно на учебный год. Возглавляют совет председатель (учащийся, обязательно – юноша), руководитель ансамбля (педагог) и два заместителя председателя совета – юноша и девушка. В структуре совета 24 сектора, на равных с ними (на уровне секторов) действует объединение педагогов и родителей. Цели, содержание работы, права и обязанности ответственных за тот или иной сектор определены разработанными письменными методическими положениями.
Совет ансамбля:
руководит работой органов самоуправления, организует их совместные действия, осуществляет текущую работу;
регулярно заслушивает отчеты председателей секторов, командиров и членов актива, выполняющих ответственные поручения;
оберегает обычаи, традиции коллектива, преумножает их;
поддерживает связь со школами, учителями, родителями, художественными детскими и профессиональными коллективами;
проводит учебу актива, развивает у учащихся чувство коллективизма, трудолюбия, формирует организаторские навыки и умения, воспитывает в духе патриотизма, гражданственности и нравственности;
обеспечивает единство действий, сотрудничество педагогов, учащихся и родителей.
Идея сменного актива позволяет естественно и просто решать проблему включения абсолютно всех учащихся в активную воспитательную, учебную, общественно-массовую работу по улучшению окружающей жизни, по преобразованию ее. Учащиеся находятся не в позиции потребителей, пассивных наблюдателей и исполнителей, а являются хозяевами коллектива, лично ответственными за все происходящее в нем. Сменный актив – путь массовой подготовки и воспитания организаторов с активной жизненной позицией.
Руководит им сектор сменного актива совета ансамбля. Им же осуществляется ежемесячная учеба вновь избранного актива. В каждой группе избираются командир, ответственные за учебу, за шефскую работу, клуб «Сказок», генеральной уборки, дней рождения и т.д. В общем виде структура первичного коллектива повторяет структуру ансамбля. Актив группы избирается на месяц, в конце которого проводится коллективный анализ работы. Актив оценивает работу учащихся, те, в свою очередь, характеризуют деятельность руководителя, подводятся итоги, намечаются задачи на новый месяц, определяется содержание, избирается новый актив, который продолжает работу.
В течение года каждый учащийся попробует свои силы во всех видах деятельности коллектива, выступая то организатором, то участником, то командиром, то рядовым активистом. Они учатся планировать, сочинять и писать сценарии мероприятий, проводить беседы, диспуты, занятия клубов, разучивать танцы, организовывать дежурство – обучают друг друга всему, чему сами научились. В итоге каждый учащийся постепенно становится хорошим организатором коллективных творческих дел.
Функции самоуправления определяют следующие правила:
каждому делу – свой организатор, каждому разделу работы – орган коллективной деятельности;
организатор должен знать объем работы, содержание своей деятельности, должен быть вооружен необходимыми навыками и умениями;
каждому органу самоуправления – не мнимые, а действительные права, обязанности, широкие полномочия;
органы самоуправления составляют систему, а не разрозненные группы ученического актива;высокое требование к организаторам самоуправления по принципу: побольше требовать от себя, прежде чем требовать от других.
Сменный актив – это форма подготовки всех к жизни в самоуправляющемся коллективе, к свободе творческой деятельности. Смена деятельности здесь выступает условием всестороннего развития личности.
Идея шефства предстает в ансамбле как высшее проявление коллективности: дружба старших и младших, девочек и мальчиков, теплота, сердечность в общении, высокая требовательность друг к другу. Отличительная черта шефства в том, что оно осуществляется на основе принципов семейных отношений, преемственности поколений и ответственности старших за младших.
Структура шефства: старший, средний, младший учащийся подготовительной группы. Каждый старший воспитанник имеет четыре-пять подшефных. Шеф и подшефные девочки, шеф и подшефные мальчики составляют семью. Вся жизнь в коллективе проводится такими микрообъединениями. Через шефство осуществляется взаимовоспитание старших и младших, передача опыта, формируется стиль, тон отношений в коллективе, изучаются ритуалы и традиции, внедряются законы, в деятельности уточняются права и обязанности, определяются содержание коллективных дел, пути и методы конкретной работы – заботы.
Шефство – это способ жизни ребят, который быстро усваивается и передается из поколения в поколение. Каждый старший готовит себе смену, оставляет вместо себя в коллективе обученного организатора. Каждый воспитанник знает, что он со временем (в течение 3–4 лет) будет возглавлять совет или художественный сектор, руководить клубом «Почемучек» или «Школой юного педагога» и т.д. Работая несколько лет рядом со старшим, он в результате оказывается подготовленным к управлению коллективом (см. Взаимодействие предприятий, профтехучилищ и общеобразовательных школ).
Идея клубной работы преследует цель полного охвата учащихся учебной, общественно полезной, досуговой, воспитательной творческой деятельностью.
Принципы организации: все сами, все творчески – иначе неинтересно; деятельность общественно и личностно значимая; мероприятия с охватом ребят всех возрастов, а также педагогов и родителей.
В опыте ансамбля заслуживает внимания участие родителей, дедушек и бабушек в массовых мероприятиях коллектива – во встрече Нового года, в праздниках народной песни, занятиях «школы юного педагога», «школы искусств», клубах «Почемучек», «Сказок», «Золотого рожка». Родители поют в хоре, танцуют в детских сценариях, подхватывают ребят и становятся с ними в один ряд товарищей по борьбе за знания, культуру, улучшение жизни в ансамбле и вокруг.
Идея воспитания с опережением и решение задач повышенной трудности выступает как профилактическая, предупредительная мера от возможных в будущем негативных явлений в воспитании и обучении подрастающего поколения. Например, в «школе юного педагога» есть отделение подготовки к семейной жизни. Дети знакомятся с проблемами создания семьи, семейными отношениями, воспитанием стойкости по отношению к негативным явлениям жизни. Опережая время, учащиеся психологически готовятся стать родителями, на диспутах спорят о роли матери и отца в семье, обсуждают трудные проблемы алкоголизма, наркомании, неформальных молодежных объединений, детской проституции, пытаются понять причины отрицательных явлений и найти пути борьбы с ними.
Идея сотрудничества заключается в том, чтобы свои права и обязанности, ответственность за коллектив педагоги разделяли с воспитанниками, не боялись возложить на детские плечи груз самоорганизации и коллективной деятельности. Пришлось изменить представление о воспитании только как процессе воздействия педагога на учащегося. И заново открыть для себя положение, что деятельность воспитывающая, изменяющая человека – лишь та, которая изменяет окружающий мир. Педагог выступает не как наставник, а как старший по учебе, труду, игре, творчеству. Он разрабатывает стратегию и тактику развития коллектива, учит старших воспитанников организаторской работе. А затем, как опытный врач, следит за«пульсом» работы коллектива и, своевременно посоветовавшись с учащимися, вносит коррективы. Вся же деятельность по внедрению идей осуществляется учащимися и через них. Стержень воспитательной работы есть деятельность самих ребят.
Сотрудничество имеет большой педагогический смысл, выявляющий характер той помощи, которая нужна учащемуся при решении определенных жизненных и учебно-воспитательных задач. Основной педагогический результат системы – создание стабильного работоспособного коллектива, воспитывающего организаторов, людей с гражданским самосознанием, способных к творческой самостоятельной деятельности.
Лит.: Макаренко А.С. Педагогическая поэма (любое издание); Писаренко В.И., Писаренко И.Я. Педагогическая этика. – Минск, 1977; Белоглазов В.В. Радость воспитания. – Благовещенск, 1990; Белоглазов В.В. Воспитание творчеством. – Благовещенск, 1984; Профессиональная педагогика: Учебник. – М., 1997.
Е.Д. Варнакова

Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.