Система воспитания
СИСТЕМА ВОСПИТАНИЯ
комплекс духовно-нравственных ценностей всех субъектов воспитательного процесса, влияющих на выбор ими методов и форм деятельности, порядка жизнедеятельности и способов взаимодействия, оформление окружающей среды.
Источник: Тезаурус для педагогов-экспериментаторов
СИСТЕМА ВОСПИТАНИЯ
совокупность оригинальных теоретических положений и выстраиваемых на их основе воспитательных стратегий; устойчивый, обладающий свойствами целостности социальнопедагогический механизм, с достаточной степенью вероятности реализующий в опыте, в практике заданные цели воспитания (система спартанского воспитания, система воспитания скаутов, система воспитания А.С. Макаренко и др.).
Источник: Социальная педагогика краткий словарь понятий и терминов. РГСУ. Москва
Система воспитания
сложившееся устойчивое единство воспитательных мер и мероприятий, основанное на определенных идеях, целях, внутренне непротиворечивое и дающее эффект в деле воспитания детей и юношества. Системы воспитания создаются в семьях, в образовательных учреждениях, во внешкольных учреждениях дополнительного образования. Системы воспитания простраиваются как целостный педагогический процесс, включающий цели, принципы, содержание, методы, средства и формы воспитания. Любая система воспитания охватывает по возможности большее число аспектов влияния на личность воспитанника, сохраняя при этом в качестве доминирующего духовно-нравственное воспитание. Системы воспитания имеют «свое лицо», ибо выстраиваются с учетом ситуации и индивидуальных качеств участников педагогического процесса. Системность воспитания определяет уклад семейной или школьной жизни. Примером системы воспитания может служить Годовой календарный круг.
Источник: Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)
Система воспитания
сложноорганизованная совокупное компонентов воспитания, создающая целостную культуросообразную среду жизнедеятельности и пространство свободы для нравственного выбора, самореализации, социализации и культура идентификации личности. Система возникает для реализации определенных ценностей воспитания, она имеет цели, принципы, критерии оценки воспитательной деятельности, общие для всех ее участников. Эти компоненты, в своей основе, являют неизменными на всех этапах развития системы. Более динамичны содержание, технологии, отношения между участниками во питательных процессов, среда воспитания. По мере развития cистемы они обогащаются новыми элементами. Система воспитания имеет управляемую и управляющую подсистемы. Принципиальным является вопрос о том, чем можно управлять в воспитании? В формирующей системе воспитания предметом управления является личность, которая формируется, переделывается в соответствии с социальным заказом. В личностно-ориентированной системе управление не распространяется непосредственно на личность, за которой признается право на свободное саморазвитие и самоопределение, а предметом управления становятся создание условий, среды воспитания, отбор личностно-развивающего содержания, разработка технологий, осуществлен мониторинга воспитанности. В свете сказанного систему можно понимать и как определенным образом структурированную cpeду жизнедеятельности и развития личности.
Источник: Глоссарий по педагогике.