СИСТЕМА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ

Найдено 1 определение
СИСТЕМА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ
на производстве предусматривает ступенчатый характер овладения педагогическим мастерством и включает в себя:
получение начальной психолого-педагогической подготовки; коллективную и индивидуальную методическую работу;
повышение педагогической и профессиональной квалификации на специальных курсах; самостоятельную работу по самообразованию.
Первая ступень обучения. На этой ступени обучения преподаватели получают первоначальную психолого-педагогическую подготовку. Это преимущественно инженерно- технические работники, имеющие хорошую профессиональную подготовку и опыт работы по специальности, но не обладающие знаниями в области основ педагогики, психологии и методики профессионального обучения.
Ниже приводится тематический план первой ступени обучения:
задачи общей и производственной педагогики, основанные на современных требованиях к содержанию труда, профессионального и экономического обучения рабочих;
общие понятия о психологии, структуре личности, деятельности, психологии общения и личностных отношений, психических процессах и свойствах личности, индивидуально- типологических особенностях личности;
содержание обучения рабочих в условиях бригадных форм организации труда, хозрасчетных отношений, самофинансирования и самоокупаемости;
принципы и методы обучения; активные методы обучения; средства обучения; требования, предъявляемые к уроку теоретического обучения;
сущность, принципы и методы воспитания;
нравственное воспитание личности, воспитание в коллективе, наставничество; воспитание культуры труда, экономическое воспитание.Обучение проводится с отрывом и без отрыва от производства на специально организуемых курсах или семинарах.
Вторая ступень обучения. На этой ступени проводится повышение педагогической квалификации преподавателей на курсах с отрывом и без отрыва от работы с периодичностью не реже одного раза в 5–6 лет. Курсы проводятся в институтах, на факультетах повышения квалификации (ФПК) или на курсах, организуемых самими предприятиями.
Продолжительность обучения определена для штатных преподавателей 144 ч с отрывом от производства, для нештатных – не менее 72 ч без отрыва от производства.
Отличительной особенностью программ курсов является то, что они охватывают комплекс основных вопросов организации и содержания профессионального, экономического обучения и воспитания рабочих. Тематическим планом предусматривается изучение следующих вопросов:
социальное и экономическое развитие страны;
основы экономики, организации и управления производством на современном этапе; хозяйственный расчет и самоуправление в бригаде;
современные требования к содержанию труда и подготовке кадров; основы психологии профессионального обучения;
содержание профессионального обучения (федеральный и региональный компоненты); активные методы и средства теоретического обучения;
межпредметные связи и связь с производственным обучением; принципы и методы воспитания;
научная организация педагогического труда; трудовое и хозяйственное законодательство;
охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов.
Такие планы составляются и реализуются с учетом конкретных задач и условий производства.
Практический опыт свидетельствует, что преподаватели, прошедшие ступенчатую систему обучения, принимают участие в разработке методических материалов, применяют активные методы и технические средства обучения.
Дальнейшее повышение квалификации преподавателей осуществляется на специально организуемых курсах и путем участия их в коллективной и индивидуальной методической работе.
Лит.: Батышев С.Я. Производственная педагогика. – М., 1984.

Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.



Найдено научных статей по теме — 3

Читать PDF
1.12 мб

Система повышения квалификации преподавателей вуза в области ИКТ и до на базе WebCT-технологий

Корякина А. Н.
Wide introduction of information-communication technologies (ICT) in every economic sphere in the Republic of Karelia resulted in an active growth of the population needs in raising the level of information literacy without interr
Читать PDF
435.13 кб

Система повышения квалификации преподавателей вуза в образовательном пространстве университета

Коваленко Ирина Викторовна
Рассматриваются подходы к проектированию вузовской системы повышения квалификации преподавателей на основе диагностического изучения их профессионального опыта.
Читать PDF
106.62 кб

Система повышения квалификации преподавателей педагогического колледжа

Шагеева Ольга Анатольевна, Северьянова Лариса Александровна