СИНТАКСИЧЕСКАЯ АНТИЦИПАЦИЯ

Найдено 1 определение
СИНТАКСИЧЕСКАЯ АНТИЦИПАЦИЯ
(от лат anticipation — предвосхищение ), или ПРОЛЕПСИС (от др.-греч. πρόληψις — ‘предположение, предчувствие, предвидение’), — стилистическая фигура, состоящая в отклонении от обычной линейной последовательности элементов предложения или текста, в результате которого предвосхищающий (антиципирующий) элемент, обычно местоимение, употребляется до предвосхищаемого (антиципируемого) элемента, т.е. до его прямого обозначения (называния) именем сущ. Напр.: После обеда вышли из ярко и горячо освещенной столовой на палубу и остановились у поручней. Она закрыла глаза, ладонью наружу приложила руку к щеке, засмеялась простым прелестным смехом, — всё было прелестно в этой маленькой женщине <...> (И. Бунин); О ней сходят с ума миллионы мужчин, по ней сохнут прыщавые юноши, ей тихо завидуют красавицы и дурнушки. О ней без умолку говорят восторженные поклонники, ей предательски поют дифирамбы журналисты, на неё с вожделением поглядывают богемные ловеласы. Она пленила молодых кутюрье и обеспечила себе безбедное существование. Имя этой счастливицы — Летиция Коста (МК в Красноярске. 18-25.11. 1999).
Разновидностью А. является иллеизм — стилистическая фигура, состоящая в избыточном употреблении в предложении местоимения третьего лица, расположенного до наименования того предмета, к которому, оно относится: Боже, как же они очерствели душой, эти богачи! (КР. 02.04.1999).
С.а. может быть текстообразующим приёмом (приёмом, на котором построен целый текст). Напр., рассказ Виктора Пелевина «Зигмунд в кафе» начинается так: На его памяти в Вене ни разу не было такой холодной зимы. Каждый раз, когда открывалась дверь и в кафе влетало облако холодного воздуха, он слегка ёжился. Долгое время никого не появлялось, и Зигмунд успел впасть в легкую старческую дрёму, но вот дверь снова хлопнула, и он поднял голову. В этом рассказе к интригующему эффекту С.а. прибавляется ещё и эффект обманутого ожидания, т.к. только в конце рассказа читатель узнаёт, что Зигмунд не человек, а попугай.
Сферой использования С.а. являются художественные и публицистические тексты. Основная функция С.а. — интригующе-актуализирующая: эта фигура нацелена на актуализацию внимания и возбуждение интереса адресата, а также на выделение, акцентирование антиципируемого элемента высказывания.
Лит.: Вшивкова Т.В. Закономерности антиципации при понимании текста // Тезизы IX всесоюзного симпозиума по психолингвистике и теории коммуникации «Языковое сознание». М., 1988; Гохлернер М.М. Зависимость смыслового восприятия от синтаксической структуры высказывания // Смысловое восприятие речевого сообщения (в условиях массовой коммуникации). М., 1976; Лингвистический энциклопедический словарь. М., 1990; Никитина А.Х. Конструкции с антиципацией в риторическом синтаксисе // Риторика и синтаксические структуры. Красноярск, 1988; Никитина А.Х. Синтаксические конструкции с антиципацией как экспрессивное средство современного русского литературного языка: АКД. Саратов, 1990; ОРСРП. Ростов н/Д., 1999; ЭВСРЯ. М., 2005.
А.П. Сковородников

Источник: Словарь по риторике языкознанию и эффективному общению.