СИНЕСТЕЗИЯ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

СИНЕСТЕЗИЯ
от греч. synaisthesis — совместное чувство) — сопутствующее, вторичное представление; факт возникновения при раздражении какого-либо органа чувства не только соответствующего ему ощущения, но одновременно и ощущения, соответствующего другому органу чувств. В психологии хорошо известны факты «окрашенного слуха», который встречается у многих людей, и особенно у многих музыкантов (напр., у Скрябина). Так, широко известно, что высокие звуки мы расцениваем как «светлые», а низкие как «темные». Или при звучании трубы одновременно возникает представление о красном цвете.

Источник: Профессиональное образование. Словарь

СИНЕСТЕЗИЯ
(от греч. συναίσθηση — ‘одновременное ощущение, совместное чувство’) — в лингвистике — троп, в основе которого лежит межчувственный перенос. Напр.: Она рассказывала тоненъкнм, <...> > розовым голосом о всех кинокартинах, какие видела в городе <...> (К. Паустовский).
В психологии С. рассматривается как «явление, состоящее в том, что какой-л. раздражитель, действуя на соответствующий орган чувств, помимо воли субъекта вызывает не только ощущение, специфическое для данного органа чувств, но одновременно ещё и добавочное ощущение или представление, характерное для другого органа чувств» [Психология 1990: 363]. Аналогично характеризуется С. в философских и искусствоведческих исследованиях [Философский... 1999: 414; Словарь искусств 1996: 395]. Отображение связи чувств и ощущений в слове носит характер переноса и, следовательно, представляет собой троп. Однако именование межчувственного переноса С. в ряде лингвистических работ (Е.В. Клюева, Б.М. Танеева, И.Р. Абдуллина и др.) и его устойчивое употребление в лингвистической теории и практике позволяют использовать термин «С.» также в лингвистическом аспекте.
В зависимости от того, какой межчувственный перенос лежит в основе С., выделяют различные типы С. — вкусовой: Из лугов тянуло холодной вялой травой, сладковатым запахом новых листьев (К. Паустовский); зрительный: Мерзлотка видела этот запах, он был похож на маленького весёлого воздушного змея (Е. Тимченко); осязательный: Огонёк озарял все вокруг мягким ласковым светом (Туве Янссен); слуховой <...> испытывали ли вы сложное, редкое ощущение, когда в каждой капле морской воды, в каждом обрывке морского каната вы слышите запах океанов, чувствуете солёный осадок Атлантики и Адриатического моря (К. Паустовский).
С. широко используется в художественной литературе. Будучи тропом, С. выполняет функции, характерные для метафорических тропов — изобразительную и характерологическую. Синестетические обороты особенно востребованы в произведениях психологического характера. Межчувственная метафоризация помогает авторам передать различные оттенки ощущений и переживаний персонажа, эмоции, восприятие окружающего мира, специфику взаимоотношений с людьми, осознание своего места в мире. Поэтому С. чаще всего используется в психологических характеристиках: Тоска на душе была такая же жёлтая и липкая, как стены моей комнаты, и такая же ненужная, как портрет Венизелоса (К. Паустовский).
С. участвует в создании образов природы: Вечернее электричество уже было зажжено на построечных лесах, но полевой свет тишины и вянущий запах сна приблизились сюда из общего пространства <...> (К. Паустовский).
С. достаточно часто используется писателями в оценочной функции: «Я не люблю иронии твоей», — сказал актёр нарочитым жирным голосом плохого чтеца и рассмеялся (К. Паустовский).
В комической функции С. часто используется в детской литературе: Он снова взял мешок в руки и принялся пристально нюхать (Ю. Коваль).
С. может становиться средством имитации речи персонажа, не обладающего достаточной языковой компетентностью: Я собственноручно видел, как он стрелять в генеральную грудь, после — голову, прямиком в ухо загнать патрон дважды (А. Левицкий).
Экспрессивные возможности С. требуют детального комплексного анализа и описания.
Лит.: Абдуллин И.Р. Синестезия у акмеистов (аспекты изучения творчества Мандельштама и Ахматовой) // Синестезия: содружество чувств и синтез искусств: мат-лы междунар. науч.-практ. конф. Казань, 2008; Галеев Б.М. Человек, искусство, техника: (Проблемы синестезии в искусстве). Казань, 1987; Галеев Б.М. Содружество чувств и синтез искусств. М., 1982; Клюев Е.В. Риторика (Инвенция. Диспозиция. Элокуция): учеб. пособие. М., 1999; Словарь искусств. Helicon Publishing Ltd. 1996; Советский энциклопедический словарь. М., 1985; Эстетика: Словарь. Под общ. ред. А.А. Беляева и др. М., 1989.
А.Н. Смолина

Источник: Словарь по риторике языкознанию и эффективному общению.

Найдено научных статей по теме — 2

Читать PDF
0.00 байт

Синестезия как проблема музыкальной педагогики: сущность явления и механизмы функционирования

Зеленина Е. О.
Рассматривается явление синестезии как сложное полимодальное взаимодействие в системе чувственного отражения. Синестезия дифференцируется среди близких явлений, определяется этимология термина и сущность феномена.
Читать PDF
0.00 байт

Синестезийное воспитание на уроках музыки в ДДОУ (на примере программы раннего музыкального развития

Ромашова А.С.
Целью статьи является знакомство с авторской программой А. С.