СИНДРОМЫ НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ

Найдено 1 определение
СИНДРОМЫ НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ
закономерные сочетания нарушений высших психических функций, возникающие в результате локальных поражений головного мозга (ранений, кровоизлияний, опухолей и т. д.). Изучение С. н. составляет основную задачу клинической нейропсихологии и осуществляется с помощью специальных методов, разработанных А. Р. Лурия. С. н. возникают при поражении т. н. вторичных и третичных корковых полей. Поражение первичных полей ведет лишь к элементарным расстройствам сенсорных и двигательных функций. В каждом С. н. различают первичные нарушения, связанные с непосредственным поражением данной мозговой структуры, и вторичные нарушения, возникающие на основе первичных. Первичные нарушения проявляются в дефектах тех функций, нормальное протекание которых возможно лишь при сохранности соответствующего звена функциональной системы, связанного с работой пораженного участка мозга. Так, при поражении височных отделов коры левого полушария нарушается речевой слух, т. е. звуковой анализ и синтез речи (первичный дефект), что, в свою очередь, приводит к нарушению целого комплекса, функций: понимания устной речи, письма, чтения и др. (вторичные нарушения). Комплекс первичных и вторичных нарушений (симптомов) и составляет С. н.
Различают С. н., связанные с поражением конвекситальных (наружных), медиальных (внутренних) и базальных (нижних) отделов коры левого и правого полушарий мозга. Преимущественно изучены С. н. поражения различных отделов конвекситальной коры левого полушария. Особый тип С. н. составляют синдромы, возникающие при поражении различных подкорковых структур и при локальных поражениях мозга детей.
Поражение конвекситальных отделов коры мозга ведет к появлению след. С. н.:
- синдромы поражения вторичных корковых полей затылочных и затылочно-теменных отделов мозга, которые проявляются в виде различных нарушений зрительного восприятия – предметного, лицевого, цветового, пространственного и др. – и иногда сочетаются с расстройствами праксиса, вследствие дефектов пространственных координат двигательного акта; при поражении указанных областей коры левого полушария возможны расстройства восприятия букв, цифр, что ведет к нарушению чтения;
- синдромы поражения третичных корковых полей зоны ТРО (т. е. зоны перекрытия височной, теменной и затылочной коры), проявляющиеся в нарушении непосредственной ориентировки в пространстве, дефектах пространственной организации движений, конструктивной апраксии, расстройствах понимания определенных семантических логико-грамматических конструкций, отражающих пространственные или «квазипространственные» отношения, в нарушении, образных наглядных интеллектуальных операций, счета и др.; в основе всех этих нарушений лежат дефекты симультанного анализа и синтеза;
- синдромы поражения вторичных корковых полей височных отделов мозга, при которых первичными дефектами выступают нарушения речевого или неречевого слуха, а вторичными – расстройства различных речевых процессов, связанных с речевым слухом или с неречевым и музыкальным слухом. В основе др. височного синдрома лежит нарушение слухоречевой памяти, проявляющееся в виде слабости слухоречевых следов и их повышенной тормозимости, в результате чего возникает акустико-мнестическая афазия;
- синдромы поражения вторичных корковых полей теменной постцентральной области, которые выражаются в нарушении кинестезической (проприоцептивной) основы двигательных актов (движений руки, туловища, речевого аппарата), представляющем собою первичный дефект. Его следствием являются расстройство координации и управления различными движениями и афферентно-моторные нарушения речи, а также расстройства осязания;
- синдромы поражения премоторных областей коры больших полушарий, характеризующиеся нарушением сукцессивной организации различных движений (руки, речевого аппарата и др.); при данных синдромах при сохранности отдельных двигательных актов и речевых артикуляций бывает нарушено переключение от одного движения к др., возникают двигательные или речевые персеверации; подобные трудности переключения, инертность психических процессов наблюдаются и в др. случаях;
- синдромы поражения префронтальных третичных областей коры, которые выражаются в нарушении программирования различных произвольных форм психической деятельности и невозможности контроля за их протеканием; нарушения программирования и контроля проявляются не только в отдельных познавательных процессах или двигательных актах, но и во всем поведении больного в целом; С.
н., возникающие при поражении симметричных отделов коры левого и правого полушарий, различны, что обусловлено их функциональной специализацией.
Поражение медиобазальных отделов коры мозга приводит к появлению след. синдромов:
- синдромы поражения медиальных или медиобазальных отделов лобных долей мозга характеризуются отсутствием первичных нарушений гнозиса, праксиса и речи; центральным симптомом при данном поражении являются нарушения в системе регуляции процессов неспецифической активации, что приводит к аспонтанности, акинезии, снижению уровня бодрствования, нарушениям селективности, избирательности психических процессов, появлению контаминации, нарушению памяти на семантическом уровне и т. д. Для данных больных характерны также нарушения в эмоционально-личностной сфере, проявляющиеся в виде эйфории, эмоциональной неадекватности, некритичности (чаще – при поражении медиальных или медиобазальных отделов лобных долей правого полушария);
- синдромы поражения медиобазальных отделов височных долей мозга, которые характеризуются изменениями аффективных процессов, модально-неспецифическими расстройствами памяти, нарушениями состояний бодрствования, сознания.
Значительно меньше изучены синдромы поражения медиальных отделов теменных и затылочно-теменных отделов мозга.
Поражение подкорковых структур, расположенных по средней линии, приводит к возникновению С. н., проявления которых в значительной степени зависят от уровня поражения этих структур. Данные синдромы характеризуются расстройствами цикла «сон – бодрствование», изменениями состояния сознания, модально неспецифическими нарушениями памяти и внимания.
Значительно меньше изучены синдромы поражения др. подкорковых структур.
С. н., возникающие при локальных поражениях мозга у детей (до 12 лет), существенно отличаются от синдромов поражения соответствующих областей мозга у взрослых больных: при поражении речевых зон левого полушария отсутствуют (или выражены иначе) характерные для взрослых больных речевые нарушения, чаще проявляются пространственные нарушения и т. д.

Источник: Словарь-справочник по специальному образованию

Найдено научных статей по теме — 13

Читать PDF
340.92 кб

Социокультурные факторы формирования нейропсихологического синдрома

Цветкова Любовь Семеновна, Цветков Андрей Владимирович, Минаков Сергей Александрович
Несмотря на то, что роль социальных (возраст, образование, принадлежность к некоторой группе) и культурных (этнических) факторов всегда подчеркивалась основателями российской нейропсихологии, эмпирических исследований соотношения
Читать PDF
337.52 кб

Нейропсихологические критерии оценки невропатического болевого синдрома

Сапон Н. А.
Изучены нейропсихологические характеристики хронического нейропатического болевого синдрома.
Читать PDF
684.92 кб

Нейропсихологический статус детей с последствиями синдрома Веста: анализ случаев

Цветков Андрей Владимирович
Выявлено, что у детей старшего дошкольного возраста с последствиями синдрома Веста основные симптомы лежат в области среднего мозга, что не соответствует ни актуальному возрасту, ни возрасту действия «вредности».
Читать PDF
3.38 мб

Нейропсихологические особенности больных с миофасциальным болевым синдромом при паркинсонизме

Байрамова Л. Н.
Читать PDF
2.33 мб

Нейропсихологический подход в коррекции синдрома дефицита внимания с гиперактивностью у детей

Рысина Наталья Николаевна, Емельянова Татьяна Валерьевна
В статье представлено краткое описание методологической основы нейропсихологического подхода в коррекции когнитивных и поведенческих трудностей у детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью.
Читать PDF
168.73 кб

Нейропсихологические синдромы нарушения высших психических функций у детей и подростков с парциальны

Микадзе Юрий Владимирович, Гогберашвили Т. Ю.
Статья посвящена исследованию сочетаний нейропсихологических синдромов, характеризующих нарушения высших психических функций (ВПФ) при разных по локализации эпилептического очага парциальных (фокальных) формах эпилепсии в детском
Читать PDF
107.61 кб

Нейропсихологические синдромы у пациентов с болезнью Паркинсона после глубокой электростимуляции стр

Микадзе Ю. В., Титкова Ирина Игоревна, Гуща А. О., Тюрников В. М.
Представлены результаты нейропсихологического обследования 10 пациентов с болезнью Паркинсона, которым проводилась глубокая электростимуляция структур паллидарного комплекса.
Читать PDF
2.57 мб

Нейропсихологические методы диагностики синдрома дефицита внимания и гиперактивности у детей: в поис

Емельянцева Т.А.
Представлен обзор научной литературы, посвященной выбору нейропсихологического метода диагностики синдрома дефицита внимания и гиперактивности у детей, позволяющего надежно оценить характер и степень тяжести когнитивного дефицита
Читать PDF
362.89 кб

Нейропсихологические расстройства при синдроме начальных проявлений недостаточности кровоснабжения г

Статинова Е.А., Омельченко Р.Я.
Изучались нейропсихологические расстройства при синдроме начальных проявлений недостаточности кровоснабжения головного мозга (НПНКМ), обусловленном атеросклерозом брахиоцефальных артерий.
Читать PDF
217.07 кб

Особенности нейропсихологического статуса и структуры ночного сна у детей с синдромом обструктивных

Калашникова Татьяна Павловна, Ястребова Анна Викторовна, Анисимов Григорий Владимирович
Цель. Изучить клинические особенности сна и его структуры по данным ночного полисомнографического исследования и особенности развития высших корковых функций у детей с синдромом обструктивных апноэ/гипопноэ сна (СОАГС).
Читать PDF
476.80 кб

Нейропсихологические синдромы несформированности высших психических функций у младших школьников с о

Цветкова Любовь Семеновна, Цветков Андрей Владимирович
В статье анализируются данные нейропсихологического обследования детей 7-10 лет с трудностями в обучении и поведении. Все дети обучались в общеобразовательных школах и наблюдались в Центре интеллектуального развития ребенка.
Читать PDF
488.86 кб

Применение луриевского принципа синдромного анализа в обработке данных нейропсихологического обследо

Ахутина Татьяна Васильевна, Матвеева Екатерина Юрьевна, Романова Антонина Александровна
Актуальной проблемой современной нейропсихологии является создание единой батареи тестов для оценки высших психических функций (ВПФ), совмещающей достоинства качественного и количественного подходов.
Читать PDF
105.55 кб

Нейропсихологический анализ механизмов и путей коррекции синдрома дефицита внимания и гиперактивност

Глозман Ж.М., Курдюкова С.В., Шевченко И.А.
Доклад излагает результаты экспериментального исследования синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) с целью решения следующих задач: • сравнить потенциал некоторых Луриевских и западных тестов нарушений функций программ