СИЛЬНЫЕ ПОЗИЦИИ ТЕКСТА

Найдено 1 определение
СИЛЬНЫЕ ПОЗИЦИИ ТЕКСТА
наиболее значимые для восприятия и понимания адресатом композиционные элементы речевого произведения.
С.п.т. являются одним из приёмов так называемого Выдвижения (см.), назначение которых — фокусировать внимание слушателя и читателя на наиболее значимых в смысловом отношении элементах текста. Задерживая внимание адресата на определённых участках текста, С.п.т. тем самым обеспечивают понимание произведения как целостной системы со своеобразной иерархией образов, идей, чувств и передают отношение говорящего (автора) к предмету речи.
К С.п.т. относятся Заголовочный комплекс (см.), включая Лид (см.) и Заголовок (см.), Эпиграф (см.), начало и конец текста, а также его формально выделенные части (главы, строфы, врезки и т.д.).
Начало (зачин) — это элемент текста, который привлекает внимание читателя к теме, раскрываемой в произведении. Начало прозаического текста настраивает читателя на восприятие произведения, мобилизует воображение и позволяет прогнозировать дальнейший ход развития сюжета. Напр.: Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему (Л.Н. Толстой.). Кроме того, начало обычно содержит необходимые сведения о времени и месте действия, о героях или участниках, а в некоторых случаях оно включает в себя и информацию о предшествующих событиях. При таком подходе начало текста приравнивается к понятию «экспозиция» (И.В. Арнольд). В.А. Кухаренко, напротив, предлагает считать началом только первый абзац текста, поскольку он, даже в произведениях крупной прозы, даёт представление о способе организации всего текста [Ку- харенко 1988: 121].
Начало поэтического произведения сконцентрировано в одной строке. Именно первая строка стих, задаёт размер, ритм, тему и нередко выражает отношение автора ко всему произведению. В большинстве случаев первая стихотворная строка совмещает в себе функции заглавия и начала.
Два солнца стынут, о Господи, пощади!/ Одно — на небе, другое — в моей груди. /
Как эти солнца, — прощу ли себе сама? -/ Как эти солнца сводили меня с ума! /
И оба стынут — не больно от их лучей! / И то остынет первым, что горячей (М. Цветаева).
Конец (концовка) — элемент текста, актуализирующий категорию завершённости, т.е. подводящий итог сказанному. Конец текста позволяет адресату осмыслить речевое произведение как целое. В.А. Кухаренко отмечает, что «чем больше самостоятельности разрешает автор читателю, реализуя свою прагматическую установку на него, тем выше вероятность, что читатель воспримет конец текста как завершение произведения. Отсюда, с читательской позиции, текстовые концовки делятся на «открытые» и «закрытые» [Кухаренко 1988: 131].
В произведениях с открытой концовкой автор предлагает адресату на выбор два варианта возможных концов, показывая неоднозначность той или иной интерпретации и приглашая его к сотворчеству. Классическим примером произведения с «открытой» текстовой концовкой является роман в стихах «Евгений Онегин» А.С. Пушкина.
Под закрытой концовкой понимается такой конец текста, который завершает максимум сюжетных линий: автор доводит своих героев до логического конца, в связи с чем у адресата не возникает вопросов о дальнейшей судьбе персонажей. Произведения с закрытыми концовками характерны для дидактической, детской, фольклорной и массовой литературы.
К сильным позициям относится также врезка — формально выделенная часть основного текста (как правило, включённого в рамку), передающая существенную мысль высказывания (текста) или резюмирующая его тему. В отличие от других С.п.т., врезка не имеет строго закреплённого места в тексте и привлекает внимание адресата путём графических выделений, напр., рамкой, шрифтом, цветом и пр.
Все С.п.т. взаимодействуют между собой, образуя единый смысловой комплекс. Используя их воздействующий потенциал, автор управляет вниманием адресата в процессе восприятия речевого произведения.
Лит.: Арнольд И.В. Семантика. Стилистика. Интертекстуальность. М., 2010; Копнина Г.А. Выдвижение // КРРЭСС. М., 2003; Кухаренко В.А. Интерпретация текста. М.,1988.; Мильчин А.Э. Издательский словарь-справочник. М., 2006; Николина Н.А. Филологический анализ текста. М., 2003; Стилистика текста и литературное редактирование. М., 2005.
М.А. Филатова

Источник: Словарь по риторике языкознанию и эффективному общению.