ШВЕЦИЯ

Найдено 1 определение
ШВЕЦИЯ
Sverige), Королевство Швеция, гос-во в Сев. Европе, на Скандинавском полуострове. Пл. 450 тыс. км2. Нас. 8,7 млн. чел. (1993), ок. 95% шведы. Гос. яз. - шведский. Столица - Стокгольм.
Грамотность нас. Ш. - 100%; обязат. 9-летним образованием охвачено 100% детей; на ст. ступень ср. школы (гимназию). поступает более 85% молодежи, в высшую школу - ок. 30%. Первые кафедральные школы появились в 13 в. Формирование централизованного гос-ва (в кон. 15 в.). способствовало увеличению числа школ; среди них преобладали монастырские и кафедральные, но появились и городские. В 1477 основан Ун-т в Упсале, находившийся в ведении римско-католич. церкви. В 1-й пол. 16 в. мн. его профессора выступили сторонниками Реформации и ун-т был закрыт. Из-за участия Ш. в войнах шк. дело пришло в упадок. Вместе с тем стало распространяться книгопечатание; после перевода О. Петри Библии (1540—41). нормализовано швед, правописание, стал развиваться лит. язык. Оживление шк. дела наступило в 1-й пол. 17 в. При поддержке королевской власти возобновил работу Ун-т в Упсале (1624).
В 1649 в Ш. введен «Новый школьный закон», в подготовке к-рого принял участие Я. А. Каменский, приглашенный в страну швед, пр-вом. Закон устанавливал 3 типа школ: тривиальные (4-летние; только для мальчиков, имели два дополнит, класса, дающих практич. подготовку), гимназии (средние уч. заведения). и академии (высшие). Девочки получали образование в семье. В 1666 основан Ун-т в Лунде.
В кон. 17 в. при церк. приходах открывались нар. школы. До 19 в. нар. школа оставалась частью церк. организации. В 1842 был принят Устав нар. школы, согласно к-рому «ответственность за воспитание и образование граждан» возлагалась на гос-во, вводилось обязат. 6-летнее обучение детей до 14 лет в нар. школах. Гос-во выделяло средства коммунам для содержания нар. школ и на подготовку учителей. Во 2-й пол. 19 в. в уч. программах ср. школ естеств.-науч. дисциплины, совр. иностр. языки стали занимать больше места; время на изучение латыни и греч. яз. сокращалось. В кон. 19 в. ср. школа была разделена на две ступени: младшую (6-летняя реальная школа). и старшую (4-летняя гимназия). К кон. 19 в. по постановке шк. образования и уровню грамотности Ш. занимала одно из ведущих мест в мире.
В 19 в. получили развитие проф. уч. заведения. В 1810 на базе леч. учреждений в Стокгольме создан Каролинский мед. ин-т. В 20-х гг. в Стокгольме и Гетеборге появились 2 техн. школы (впоследствии вузы). В 1877 как частная высш. школа с естеств.-науч. направлением обучения основан Ун-т в Стокгольме. Новые вузы основывались на средства муниципальных властей и на частные.
Законом 1937 срок обязат. обучения увеличен до 7 лет. К 1940 сформировалась следующая структура шк. образования: 6-летняя нар. школа, после 4-го класса к-рой учащиеся могли перейти в 5-летнюю реальную школу, а после 6-го - в 4-летнюю реальную. После сдачи «реального экзамена» (как правило, после 4-го класса 5-летней школы или 3-го класса 4-летней школы). можно было поступить в гимназию (3—4 года обучения в зависимости от типа оконченной реальной школы). Наряду с общеобразоват. реальными были созданы практич. реальные школы, дававшие проф. подготовку. В гимназию их выпускники могли поступить на соответствующие отделения после тестирования. Обучение в гимназии проводилось на двух отделениях: латинском и естеств. наук (реальное отделение). Кроме общеобразоват. существовали проф. гимназии - технические (3 года обучения), коммерческие (2 года), а также спец. гимназич. школы, ориентированные на подготовку работников для горной и текстильной пром-сти или с. х-ва. К 1940 окончательно введено совместное шк. обучение девочек и мальчиков.
В 1962 срок обязат. обучения увеличен до 9 лет. В 1969 принят закон о создании основной школы (9 лет обучения).
Современная система образования охватывает дошк. учреждения, 9-летнюю (основную). школу, гимназию, осуществляющую общеобразоват. и проф. подготовку, и высшие уч. заведения. Практически все уч. заведения - государственные (частный сектор на разл. ступенях образования составляет 4- 8%). Обучение бесплатное (включая шк. учебники и шк. принадлежности, а также шк. завтраки).
Общее управление системой образования осуществляет Мин-во образования и культов, в рамках к-рого созданы Гл. управление школами и Управление ун-тами и высш. школами. Непосредственно деятельностью школ и гимназий руководят шк. управления коммун (муниципалитетов), к-рые берут на себя осн. долю расходов на эти виды образования. Доля гос. ассигнований на образование составляет ок. 8% ВНП (1992), в т. ч. на основное образование - св. 42%, на высшее - ок. 14%.
Дошкольное воспитание. Осн. типы дошк. учреждений - дет. сады (для детей от 6 мес до 7 лет). и игровые школы (для детей старше 3 лет), к-рые находятся в ведении мин-ва социального обеспечения. Воспитание в игровых школах (3 ч в день). бесплатное; за пребывание в дет. садах взимается плата, покрывающая расходы на питание и нек-рые др. материальные нужды. Ок. 8% дет. учреждений - частные. В соответствии с законом 1975 развиваются дошк. учреждения нового типа - «предшколы» (обязательные для всех детей с 6 лет).
Общее образование. Обязат. 9-летнее образование осуществляется в основных школах, состоящих из 3 ступеней: начальной (1—3-й кл.), промежуточной (4—6-е кл.). и старшей (7- 9-е кл.). Учащимся с первых лет обучения предлагаются различные по объему и содержанию уч. курсы. На нач. ступени изучаются швед, яз., математика, музыка, ручной труд, гимнастика, религия. С 3-го кл. в уч. план включаются как спец. предметы ремесла, а также англ. яз. (обязат. предмет до окончания 9-го кл.). На промежуточной ступени вводятся история, география, обществоведение, природоведение. В 7—9-х кл. наряду с общими для всех дисциплинами учащимся предлагается на выбор неск. предметов (швед., нем., франц. языки и коммуникация). Англ. язык и математика изучаются в разл. объемах. Индивидуальную профориентац. работу проводят спец. педагоги. В ст. классах введена т. н. практич. профориентация - посещение разл. предприятий, а в 9-м кл. 2-недельная практика на рабочем месте по выбору самого учащегося. Выпускники основной школы в зависимости от полученной подготовки имеют право поступления на разл. отделения гимназии. В 1993/94 уч. г. в основных школах насчитывалось 47 тыс. классов, в к-рых училось св. 890 тыс. чел.
В соответствии с законом 1972 о ср. образовании создана гимназия в составе 22 отделений. Полное ср. общее или спец. образование дают 5 отделений: гуманитарное, обществоведческое, экон., естеств.-научное (срок обучения 3 года). и техническое (4 года). Незаконченное ср. спец. образование можно получить на 3 отделениях (с 2-летним сроком обучения) - экономическом, социальном и техническом. 14 отделений осуществляют нач. проф. подготовку. Кол-во отделений в гимназиях и характер проф. подготовки в них определяются местными органами власти.
Уч. планы отделений гимназии включают ок. 80 предметов. Общими для всех учащихся считаются швед, и англ. языки, второй иностр. яз. (нем., франц., рус., исп.), религия, история, математика, обществоведение, психология, физич. воспитание. Специализация достигается как за счет объема подготовки по тра-диц. шк. дисциплинам, так и путем включения в уч. планы спец. профилирующих дисциплин и практич. предметов. На профилирующие дисциплины в 1-м кл. гимназии отводится 11 из 34 ч в неделю, во 2-м - до 14 ч, в 3-м - ок. половины уч. времени.
В кон. 80-х гг. проф. подготовка в гимназиях переводится на 3-летний срок обучения (первые 2 года изучаются преим. общеобразоват. дисциплины). Доля спец. дисциплин в течение 1-го и 2-го годов обучения - 10%, 3-го года - 60%. Значит. часть проф. подготовки организуется на рабочих местах. В гимназии вводятся также спец. программы по подготовке воспитателей для дет. садов и организаторов досуга, специалистов сферы обслуживания и др. Выпускникам в зависимости от полученной подготовки выдаются разл. свидетельства об окончании отделения гимназии. В 1993/94 уч. г. в гимназиях училось св. 313 тыс. учащихся, в т. ч.: на отделениях, дающих полное ср. образование, - св. 140 тыс.; на отделениях, дающих незаконченное ср. образование, - 13,6 тыс.; на 3-летних проф. отделениях - св. 28 тыс., на 2-летних - 61,4 тыс. учащихся.
Высшее образование. К высшим уч. заведениям относятся ун-ты и высшие спец. школы. Ведущие вузы: ун-ты - в Стокгольме (4 ф-та, 5 отделений, 30 тыс. студентов в 1994), Упсале (7 ф-тов, 5 отделений, 16,2 тыс.), Гетеборге (осн. в 1891; 5 ф-тов, 4 отделения, 19,6 тыс.), Лунде (8 ф-тов, 24 тыс.), Умео (1963; 5 ф-тов, 21,5 тыс.), Линчепинге (1970; 3 ф-та, 10 тыс.), сельскохозяйственный в Упсале (1977; 3 ф-та, 2,3 тыс. студентов); высшие техн. школы - в Стокгольме (осн. в 1827; 8,9 тыс. студентов), Гетеборге (1829; 6,5 тыс. студентов).
Согласно закону 1977 о высш. образовании, страна разделена на 6 уч. регионов, каждый из к-рых, объединив разл. по своему статусу уч. заведения, развивается с учетом местной специфики. В результате слияния существующих уч. заведений послесреднего уровня учреждено 19 высш. школ, осн. структурная единица - ин-т.
Право поступления в вузы традиционно имеют лица, имеющие полное ср. образование. Согласно закону 1977, это право получили также лица,не имеющие документов об окончании полной ср. школы: выпускники 2-летних отделений гимназии; лица, получившие соответствующую подготовку вне гимназии, а также лица старше 25 лет, имеющие трудовой стаж не менее 4 лет. Введены «общие и спец. требования» к поступающим. «Общие требования» включают знания в объеме не менее 2-летнего отделения гимназии (11 лет обучения). «Спец. требования» включают знания по профилирующим предметам (как правило, в объеме 3-летних отделений гимназии). Срок обучения в вузе - 3—6 лет. Вузы предлагают для изучения также отд. курсы, рассчитанные на 1—1 семестра, и краткосрочные (1—2 года обучения). В 1992 насчитывалось св. 188,7 тыс. студентов. Выпускникам ун-тов присуждается степень кандидата философии, в специали-зиров. вузах - проф. звания. Единая ученая степень - дер наук (срок подготовки 4 года).
С 1993 начался новый этап реформирования высш. школы. По мн. вопросам ответственность за деятельность высш. школы переносится на местный уровень - органы управления вузами.
Образование взрослых. В системе образования взрослых в Ш. функционирует разветвленная сеть просветит, организаций. Особое место занимают высш. нар. школы, возникшие в сер. 19 в. по идее Н. Ф. Грундтвига. В разл. заведениях, кружках и т. п., осуществляющих общеобразоват. и проф. подготовку, учится более половины занятого населения страны.
Педагогическое образование. Подготовка учителей осуществляется в высш. пед. школах и ун-тах. В высш. пед. школах имеются отделения воспитателей дошк. учреждений (срок обучения - 2,5 года), учителей нач. классов (2,5 года), учителей 4—6-х кл. (3,5 года), учителей-предметников 7—9-х кл. (3 года), учителей-предметников гимназии (3 года), учителей спец. школ (3 года), учителей трудового обучения (1 год). На пед. практику (теоретич. и прак-тич.). отводится 1,5 года. В высш. пед. школах получают практич. подготовку выпускники ун-тов, намеревающихся заниматься преподавательской деятельностью. Спец. подготовка возлагается на унты, где открыты соответствующие 2-летние отделения (наличие трудового стажа - обязат. условие для поступления).
Осн. центры пед. исследований - унты в Стокгольме, Гетеборге, Мальме, Упсале, Умео, а также высшие пед. школы.

Источник: Российская педагогическая энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
508.85 кб

99. 02. 031-033. Высшая школа в Сёдертёрне (Швеция) открывает новые возможности в сфере образования.

Можаева Л. Г.
Читать PDF
284.19 кб

Развитие системы сопровождения студентов с ограниченными возможностями здоровья в вузах Швеции и Фин

Зиновьева Валентина Ивановна, Берсенев Максим Валерьевич
Рассматриваются система сопровождения студентов с ограниченными возможностями здоровья в вузах Швеции и особенности ее развития в высшей школе Финляндии.
Читать PDF
172.73 кб

Хореографическое образование в Швеции

Фомкин Алексей Викторович, Сорокина Ольга Андреевна
Читать PDF
399.98 кб

Реализация инновационных дидактических моделей в процессе модернизации школьного образования Швеции

Стуколова Е. А.
Описаны основные инновационные дидактические модели в школьном образовании Королевства Швеция, дается краткий анализ причин их эффективности в условиях модернизации шведской системы среднего (обязательного) образования, обосновыва
Читать PDF
445.24 кб

Воспитание экологической культуры детей и молодежи в Финляндии и Швеции

Тайлакова Е. А.
Статья знакомит с опытом Финляндии и Швеции в вопросах экологического воспитания.
Читать PDF
293.66 кб

Гимназическое образование в Швеции: гендерный аспект

Исмаилов Э.
Читать PDF
121.75 кб

Развитие непрерывного образования и демократические процессы в Швеции

Полякова Яна Викторовна
Читать PDF
511.35 кб

А. Д. Бутовский о системе физического воспитания в Швеции

Бубка Сергей Назарович
ан анализ взглядов А.Д.
Читать PDF
240.60 кб

Пути демократизации образования в Германии и Швеции

Галковски Анджей
В начале текста приводятся основные дефиниции, касающиеся обсуждаемых вопросов. В этой части работы находим определения, относящиеся как к демократизации, так и к политике обучения.
Читать PDF
588.34 кб

Информатизация непрерывного педагогического образования в Швеции

Лещенко Мария Петровна, Капустян Инга Ивановна
В статье анализируются историко-педагогические этапы информатизации педагогического образования Швеции. Дается описание национальных проектов и программ по внедрению ИКТ в общеобразовательный процесс.
Читать PDF
123.14 кб

Как изучают Россию в Швеции: четыре взгляда исследователей

И. А. Коткина
Предложено четыре интервью с академическими работниками Упсальского центра по изучению России и Евразии.
Читать PDF
1,000.36 кб

Анализ инновационных дидактических моделей школьного образования Швеции

Стуколова Елена Александровна
Раскрываются основные требования к процессу обучения, лежащие в основе построения процесса обучения развитых государств, дается определение дидактической модели, инновационной дидактической модели, описываются некоторые инновацион
Читать PDF
0.00 байт

НАРОДНЫЙ ИДЕАЛ СЕВЕРНОЙ ЖЕНЩИНЫ (на примере этнопедагогических идей Архангельского Севера и Швеции в

Буторина Татьяна Сергеевна, Михашина Алла Станиславовна, Заозерская Светлана Владимировна, Новикова Валентина Николаевна
В статье систематизированы общие и особенные черты народного идеала северной женщины на примере этнопедагогических идей Архангельского Севера и Швеции в XIX – начале XX века.
Читать PDF
0.00 байт

Современное педагогическое образование в Финляндии и Швеции: структура и содержание

Орлова Людмила Владимировна,, Печинкина Ольга Владиславовна,
Актуальность данного исследования определяется интересом к проблемам организации педагогического образования в России и за рубежом.
Читать PDF
0.00 байт

Зарубежные модели независимойоценки качества дошкольногообразования: опыт Швеции и Германии

Белолуцкая Анастасия Кирилловна, Леван Татьяна Николаевна, Крашенинников-Хайт Евгений Евгеньевич, Шиян Игорь Богданович
В статье представлен аналитический обзор особенностей систем независимой оценки качества дошкольного образования Швеции и Германии.