ШУЛЬГИН Виктор Николаевич

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

Виктор Николаевич Шульгин
1894 - 1965) директор Института методов школьной работы (стал им в 28 лет). Занимался взаимоотношениями школы и социальной среды. В Институте изучались условия формирования личности, ценностных ориентации человека. Шульгин возглавил первые массовые исследования влияния среды на педагогический процесс. Скандально известен идеей отмирания школы. В коммунистическом будущем, считал он школа станет школой-заводом, школой-колхозом. Будучи романтиком-марксистом, стал «погромщиком в педагогике» (М. В. Богуславский), обвиняя в антимарксизме всех, кто не разделял его взгляды.

Источник: История образования и педагогической мысли

ШУЛЬГИН Виктор Николаевич
1894-1965) — педагог и деятель образования. С 1918 в Наркомпросе РСФСР, в 1922-1931 директор Института методов школьной работы (в 1931 Институт марксистско-ленинской педагогики). В 1921-31 член научно-педагогической секции ГУСа. Разрабатывал (совместно с М.В. Крупениной) проблемы воспитания нового человека социалистического общества, а также взаимодействия школы и среды. Воспитание трактовал как сложную систему социальных связей и отношений, охватывающих все сферы жизни общества, а также как процесс социализации личности. Коллективом института под руководством Ш. были разработаны методики изучения среды и ее педагогизации. Однако эти исследования не соответствовали официальной тенденции 30-х гг. к унификации средней школы. Большую полемику вызвала выдвинутая Ш. и Крупениной отмирания школы теория. Фактически Ш. предпринял попытку соединить концепцию Дж. Дьюи с марксизмом и создать модель нового образовательного учреждения (школы-производства, школы-колхоза), противостоящую "школе учебы". В теории Ш. воспитание коммунистической морали преобладало над обучением, идеология - над образованием, социальное воспитание - над школьным, политехническое - над общим, что приводило к недооценке образования в развитии личности. В качестве ведущей организационной формы предлагался метод проектов. В начале 30-х гг. Ш. и Крупенина отстранены от руководства институтом. Их взгляды резко раскритиковали. С 1932 Ш. отошел от педагогической деятельности; сотрудничал в ряде музеев.

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

ШУЛЬГИН Виктор Николаевич
10(22).6.1894, Рязань, - 27.10.1965], педагог и деятель образования. Окончил ист. ф-т Моск. ун-та (1917). Зам. рязанского губернского комиссара просвещения (1918). В 1918—22 работал в Наркомпросе РСФСР, в 1922—31 директор Ин-та методов шк. работы (в 1931 Ин-т марксистско-ленинской педагогики). Чл. науч.-пед. секции ГУСа (1921- 1931). После 1932 науч. сотрудник ряда музеев.
В 20-х гг. разрабатывал (совм. с М. В. Крупениной). концепцию воспитания нового человека, отвечающего требованиям социалистич. строя. Воспитание трактовал как сложную систему социальных связей и отношений, охватывающих все сферы жизни общества; рассматривал его во всей совокупности стихийных влияний как процесс социализации личности. Считал необходимым включить в сферу пед. анализа деятельность не только школы и семьи, но и всех гос. и обществ, институтов (партии, советов, производств, коллективов, армии и др.). Коллективом Ин-та методов шк. работы под руководством Ш. были разработаны методики изучения среды и ее педагоги-зации, апробированы подходы к дифференциации воспитат. возможностей социального окружения в условиях индустр. р-на, с.-х. коммуны и др. Эти исследования противопоставлялись тенденции нач. 30-х гг. к унификации ср. школы.
Осн. методом пед. работы считал развитие самодеятельности детей и подростков. Большое значение придавал работе дет. и юношеских объединений, особенно пионерской орг-ции.
Фактически Ш. предпринял попытку соединить концепцию Дж. Дьюи с марксистскими принципами воспитания и образования и создать модель нового общеобразоват. института, противостоящего «школе учебы». В концепции Ш. воспитание коммунистич. морали преобладало над обучением, идеология - над образованием, принципы классовости и партийности - над общечеловеческими ценностями, социальное воспитание - над школьным, политехн. образования - над общим. Такая точка зрения приводила к недооценке роли образования в развитии личности, к трансформации сущности школы как образоват. учреждения в один из факторов социализации. Ш. сформулированы осн. тенденции развития уч. заведения типа школы-коммуны, носящей замкнутый характер, в школу, действующую в тесной связи с окружающей средой и преобразующую ее затем в уч. заведение нового типа, основанное на базе широкого политехн. обучения и общественно полезного производит, труда (школа - цех предприятия, отделение колхоза и т. п.). В соответствии с моделью школы, предложенной Ш. и его сотрудниками в 1930—31, учащиеся получали знания непосредственно на предприятиях, в лабораториях, б-ках и т. п. Уч.-воспитат. процесс строился на трудовых основах, на включении учащихся в жизнь предприятия и постепенно перерастал в гипер-трофиров. производств, деятельность. Классы переоборудовались в комнаты самостоят. деятельности учащихся, учебники заменялись спец. рабочими книгами, вводилось комплексное построение уч. программ. В качестве ведущей орга-низац. формы выдвигался метод проектов. Идеи Ш. в пост. ЦК ВКП(б). «О нач. и ср. школе» (1931). были осуждены как «глупая антиленинская идея отмирания школы». После этого он отошел от пед. деятельности.
Соч.: Осн. вопросы социального воспитания, M., 19254; Обществ, работа школы и программы ГУСа, M., 19263; Ленинизм в педагогике, М., 1928; К вопросу о марксистской педагогике, в сб.: Проблемы науч. педагогики, в. 1- 2, М., 1928—29; О воспитании коммунистич морали, M., 19303; На путях к политехнизму, М., 1930; Пятилетка и задача нар. образования, М., 1930.

Источник: Российская педагогическая энциклопедия