ШТУРМ Иоганнес

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

ШТУРМ ИОГАННЕС
педагог-гуманист. Преподавал в Коллеж де Франс (1530-36), руководил протестантской гимназией (с 1538), которая в 1567 была преобразована в академию (до 1581 руководитель - Ш.). Деятельность Ш. - первый опыт массового обучения в средней школе. Преподавание велось по классно-урочной системе обучения и доказало ее эффективность (система позднее была всесторонне обоснована Я.А. Коменским). Ш. разработал методику преподавания древних языков; составил учебники, хрестоматии. Дал описание учебного процесса в гимназиях, осн. элементы которого сохранялись почти до конца 19 в.

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

ШТУРМ Иоганнес
1.10.1507, Шлейден, Рейнланд-Пфальц, —3.3.1589, Страсбург), педагог-гуманист. После окончания школы в Льеже учился в Левенском ун-те (1524—29). Преподавал в Коллеж де Франс в Париже (1530—36). В 1537 приглашен гор. магистратом Страсбурга для организации ученой школы. В 1538—67 руководил протестантской гимназией, куда дети поступали после двухгодичного подготовит, обучения (осн. курс длился вначале 7, а затем 8 лет). В 1567 гимназия Ш. преобразована в академию, к-рую Ш. возглавлял до 1581 (отстранен от должности из-за разногласий с гор. властями). Деятельность Ш. - первый опыт массового обучения в ср. школе. Осн. цели обучения в гимназии Ш. видел в достижении «мудрого благочестия», обширных знаний и красноречия. Используя опыт организации льеж-ской школы, Ш. разделил гимназистов (св. 600 чел.). на классы по годам обучения; при необходимости каждый класс делился на уч. группы по 10 чел. во главе со ст. учеником (прообраз монитора в Белл-Ланкастерской системе обучения). В гимназич. курсе Ш. четко отграничил друг от друга уч. предметы: лат. и греч. грамматику, чтение (классич. произведений греч. и римской лит-ры), риторику, диалектику. Языком обучения была латынь. В кон. 70-х гг. Ш. допускал изучение и «реальных» предметов, но только на основе произведений «классич.» авторов. Преподавание велось по классно-урочной системе, в соответствии с разработанным впервые Ш. детальным уч. планом. Опыт Ш. доказал эффективность классно-урочной системы обучения, к-рая позже была всесторонне обоснована Я. А. Коменским. Ш. разработал методику преподавания древних языков, выделив ступени их освоения: знание правил грамматики; умение привести пример; умение подражать. Автор учебников, хрестоматий и др. В пед. сочинениях (как и др. его труды, на лат. яз.). дал описание уч. процесса в гимназии, осн. элементы к-рого сохранялись почти до кон. 19 в.
Лит. Laas E., Die Padagogik des J. Sturm, B., 1872; He 11 wer H., Herkunft und Zusammenhand der Schulordnungen.., Meinz, 1964. А. И. Пискунов.

Источник: Российская педагогическая энциклопедия