ШТЕРН Вильям

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

ШТЕРН ВИЛЬЯМ
немецкий психолог и философ. В 1897- 1916 доцент, затем профессор университета в Бреслау (ныне Вроцлав, Польша); в 1934-38 профессор Дьюкского университета. Основатель Института прикладной психологии в Берлине (1906). Зав. психологической лабораторией в Гамбурге (1916-33) и одновременно издатель "Журнала по педагогической психологии". Автор философской системы критического персо- нализма, которая предполагает подход к личности как к реальному, своеобразному и самоценному единству. Теоретические взгляды Ш. нашли свое выражение в исследовании психологических закономерностей детской игры. Ш. - один из основателей дифференциальной психологии, развил теорию одаренности. С помощью метода тестов проводил отбор одаренных детей. Ввел понятие "коэффициента одаренности", вычисляемого как отношение умственного возраста к хронологическому. Работы Ш. охватывают также ряд областей прикладной психологии (ввел понятие "психотехники") и др.

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

ШТЕРН Вильям
29.4.1871, Берлин, - 27.3.1938, Дарем, шт. Сев. Каролина, США), нем. психолог и философ. Учился в Берлинском ун-те у Г. Эббин-гауза. В 1897—1916 доцент, а затем экстраординарный проф. ун-та в Бреслау (ныне Вроцлав, Польша). Основатель Ин-та прикладной психологии в Берлине и «Журнала прикладной психологии» (1906). В 1916—33 зав. психол. лабораторией в Гамбурге и одновременно издатель «Журнала по пед. психологии». В 1933 эмигрировал в Нидерланды, а затем в США. Проф. Дьюкского ун-та (1934—38).
Ш. - автор филос. системы критич. персонализма, к-рая предполагает подход к личности как к реальному, своеобразному и самоценному единству (Личности противопоставляется Вещь). Понятие личности в указанном смысле легло в основу психол. учения Ш. В психологии особую известность получили работы, посвященные психич. развитию ребенка, к-рое он рассматривал как результат конвергенции (взаимодействия). внутренне обусловленных данных с внеш. условиями среды; темп развития, по Ш., определяется созреванием внутр. структур, на к-рое мало влияют воспитание и обучение. Теоретич. взгляды Ш. нашли свое выражение в исследовании психол. закономерностей дет. игры. Опираясь на работы К. Гроса, Ш. развивал подход к игре как «инстинктивному самообразованию развивающихся задатков, бессознательному предварительному упражнению будущих серьезных функций». Ш. описал виды ранней дет. игры: конструктивные, разрушительные, с разыгрыванием ролей и др. Большое внимание Ш. уделял изучению речевого развития ребенка. Ш. рассматривал дет. речь как «продукт действующих в самом ребенке задатков и предлагаемых ему извне для подражания раздражителей». Основываясь на большом фактич. материале, Ш. представил схему нормального развития дет. речи.
Ш. явился одним из основателей диф-ференц. психологии, развил теорию одаренности, к-рая, с его точки зрения, представляет собой врожденную предрасположенность к деятельности; общее направление развития одаренности определяется внутр. условиями - задатками и возрастом. С помощью метода тестов Ш. проводил отбор одаренных детей. Им описаны осн. требования, к-рым должен удовлетворять психол. тест. Ввел понятие коэффициента одаренности, высчитываемого как отношение умственного возраста к хронологическому.
Большое внимание Ш. уделял методам психологии. Работы Ш. охватывают ряд областей, прикладной психологии (ввел понятие психотехники, изучал достоверность свидетельских показаний).

Источник: Российская педагогическая энциклопедия