ШПЕТ Густав Густавович

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

ШПЕТ Густав Густавович
1879-1937) — философ, психолог, педагог. Преподавал в Народном университете им. А.Л. Шанявского (с 1909), на Высших женских курсах (профессор с 1916). Читал курсы истории, педагогики и психологии в Военном педагогическом институте РККА, в Театральной академии высшего актерского искусства и др. Член Рос. академии художественных наук (затем ГАХН), с 1923 вице-президент. Автор работ по философии, эстетике, психологии, педагогике, языкознанию. В работе "Очерк развития русской философии" (ч. 1, 1922) обосновывал национальное своеобразие отечественной философии, ее обращенность к личности, к поискам смысла человеческого бытия. В трудах по психологии ("Введение в этническую психологию", 1927, и др.) доказывал необходимость создания специальной научной дисциплины - этнической психо- логии, исследующей законы развития духовной жизни наций, социальных групп, религиозных и политических объединений. Книга Ш. "Эстетические фрагменты" (в. 1-3, 1922-23) - одна из первых работ по психологии эстетического воспитания. См. также Университет Шанявского

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

ШПЕТ Густав Густавович
26.3(7.4). 1879, Киев, - 17.11.1937], философ, психолог, педагог. С 1898 учился на физ.-мат. ф-те Киевского ун-та, в 1900 исключен за участие в с.-д. движении. В 1901 восстановлен, в 1905 окончил ист.-филол. ф-т. С 1907 в Москве: преподавал на Высш. жен. курсах, с 1909 - в ун-те Шанявско-го. В 1910 командирован в Германию для углубленного изучения философии, читал лекции по философии и эстетике в Геттингенском ун-те. В 1916 защитил докторскую дисс. и был избран проф. Высш. жен. курсов; в 1918—23 проф. Моск. ун-та. В 20—30-х гг. читал курсы истории, педагогики и психологии в Воен.-пед. ин-те РККА, в Театральной академии высш. актерского мастерства. В 1921 избран действит. чл. Рос. академии худож. наук (затем ГАХН), с 1923 вице-президент. Принимал активное участие в создании Ин-та науч. философии, Всерос. союза писателей. Необоснованно репрессирован.
Автор работ по философии, эстетике, психологии, педагогике, языкознанию. Филос. взгляды Ш. формировались под влиянием феноменологии Э. Гуссерля и концепции Г. Гегеля. В работе «Очерк развития рус. философии» (ч. 1, 1922). Ш. обосновывал нац. своеобразие отеч. философии, ее обращенность к личности, к поискам смысла человеческого бытия. В этой работе Ш. высказывал сомнение в прогрессе филос. знания после 1917. Революция, по его мнению, ликвидировала интеллигенцию, превратив ее в «агента», «акцию», и стала концом ее «истлевающей христ. культуры».
Ш. критиковал позицию психологов В. Вундта, М. Лацаруса, X. Штейнталя, считавших этнич. психологию частью психологии личности и ограничивающих ее изучением представлений, чувств, воли. Те же критич. идеи заложены в работе «Введение в этнич. психологию» (1927), в к-рой Ш. доказывал необходимость создания спец. науч. дисциплины - этнич. психологии, исследующей законы развития духовной жизни наций, социальных групп, религ. и полит. объединений и т. п. в их реальном бытии и во взаимодействии с др. «силами».
В соч. «Внутренняя форма слова» (1927). философия языка предстает как основа философии культуры, предвосхищены мн. идеи герменевтики (как учения об истолковании). Идеи Ш. принимались негативно офиц. философией и педагогикой, напр., его мысли о невозможности строить систему образования и воспитания без опоры на науч. философию и психологию, о том, что развитие просвещения и науки осуществляет подлинная интеллигенция, «аристократия таланта» (а не функционеры от идеологии), что осн. цель просвещения - формирование культуры личности.
Кн. «Эстетич. фрагменты» (в. 1—3, 1922—23) - одна из первых работ по психологии эстетич. воспитания. Иск-во, по Ш., возникает из потребности украшения жизни. Ш. глубоко исследовал механизм эстетич. воспитания. Отличал формальное наслаждение (к-рое называл «видимостью», основанной на восприятии, упорядоченных форм действительности). от подлинно эстетического. Эстетич. наслаждение как разумный акт постижения худож. ткани произведения иск-ва вызывает чувство интеллектуального наслаждения.
В 30-х гг. переводил и комментировал произведения мировой, гл. обр. англ., лит-ры (Дж. Байрона, Ч. Диккенса и др.). Перевел «Феноменологию духа» Г. Гегеля (опубл. в 1959).
Идеи Ш. о воспитат. потенциале нац. философии, о философии как теоретич. фундаменте системы образования и воспитания, о языковой культуре человека и общества как основе культурного прогресса сохранили свою актуальность.

Источник: Российская педагогическая энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 1

Читать PDF
276.77 кб

Густав Густавович Шпет и его наследие международная конференция. Франция. 2007 г

Мазаева Ольга Геннадьевна