ШПАРГАЛКА

Найдено 1 определение
ШПАРГАЛКА
«Листок бумаги с заметками, формулами и т. п., которым учащийся во время проверки его знаний пользуется тайно от преподавателя» (Словарь, 1965–17, 1522).
О гимназии середины 1910-х гг.: «…Зойка училась неважно. Мика с Ириной помогали ей, как могли. В стенке Ирининой парты было небольшое круглое отверстие от выпавшего сучка. Через него и передавались Зойке разные записки и шпаргалки» (Филиппова, 1938, 37).
О перв. пол. 1940-х гг.: «Помни: / Тебе не поможет / Шпаргалка! / Зря с ней провозишься, / Времени жалко!» (Барто, [1945] 1969–1, 270).
О старшеклассниках мужской школы в нач. 1950-х гг.: «Что касается экзаменов, то все тот же Коля Шмаков раздобыл напечатанные на машинке ответы на билеты, конечно же, с решениями, и мы тщательно исписывали ими крохотные листочки бумаги, изготавливали шпаргалки. Их приготовление было целым искусством, и кое-кто для скорости и экономии сил объединялся в скромные, под обязательства тайны молчания, коллективы, однако это годилось лишь на устных экзаменах, да и то если никто не горит и шпаргалку не отнимают – тогда все эти труды разлетались, будто карточный домик, и один неудачник гробил всех остальных. Так что предпочтение отдавалось индивидуальным усилиям и штучному производству, и если кто станет хулить шпаргалки, я искренне не соглашусь, потому что лично для меня эта кропотливая работа была двойным повторением: сперва по учебнику, потом по шпаргалке, которая получалась как бы письменным конспектом. Не раз выходило так, что доставать шпаргалку не было нужды – так хорошо все запомнилось накануне, или же доставал ее для контроля – сверить, точно ли ты решил задачи своим умом. Сходилось на все сто» (Лиханов, 1995, 263–264).
О конце 1950-х гг.: «Был уже поздний вечер, а заседание учкома всё шло и шло. К столу выходили ученики пятых, шестых классов и однообразно, еле слышно говорили о том, почему они за первую четверть получили двойки. Члены учкома, ученики старших классов, задавали им одни и те же вопросы, потом – выступали, то есть разносили за шпаргалки и подсказки… Борис Новиков, выбранный в учком от десятого класса, сидел на первой парте и хмуро сдвигал темные брови. Всё ему не нравилось… Разве не прибегают они, уважаемые старшеклассники, к этим средствам спасения, появившимся, как показывает художественная литература, сотни лет назад, вместе с первой школой, и здравствующими и поныне?» (Махров, 1959, 146). О 1950-х гг.: «Хоть на той контрольной, скажем, / Я вполне четвёрки ждал: / Петька – с ним контакт налажен – / Мне шпаргалку передал» (Заходер, 1959, 14).
О 1970-х – 1980-х гг. в Челябинске: «Была в нашем классе девочка по прозвищу Машка-шпаргалка. Школьных платьев у неё было два, и одно – специально для экзаменов и контрольных. Платье хитрого фасона: с пышной юбкой, на которой были нашиты кармашкитайнички. В них вкладывались шпоры по теме экзамена или контрольной. Всё это сооружение было прикрыто школьным фартуком. Но Марья никогда шпаргалками не пользовалась. Просто их присутствие успокаивало её нервишки» (Батист, 2007, 4).
О конце 1990-х гг.в Туле: «“Наши умельцы прятали “шпоры” и в бутерброды, и в ботинки. Особо одарённые писали цитаты к сочинению на чистой стороне “кокакольной” этикетки – приклеиваешь её назад на бутылку и во время экзамена делаешь вид, что зашёлся в кашле и надо срочно попить. Есть ещё один вариант: наколоть формулы на кожуре яблока и положить его прямо перед собой на парту – отлично срабатывает!.. Лена К., 10-й класс, Тула”» (из журнала «Маруся», 2000, № 5, с. 24).

Источник: Энциклопедический словарь русского детства В двух томах.