ШКОЛЫ СВОБОДНОГО ВОСПИТАНИЯ

Найдено 1 определение
ШКОЛЫ СВОБОДНОГО ВОСПИТАНИЯ
Свободное воспитание – направление в педагогической теории и практике, рассматривающее воспитание как помощь природе ребенка, естественно развивающегося в процессе освоения окружающего мира и свободно самоопределяющегося в нем. Ведущие принципы свободного воспитания: вера педагога в творческие способности ребенка, сочетаемая с убежденностью в том, что любое внешнее (даже самое благотворительное) влияние на творческий потенциал ребенка оказывает тормозящее воздействие; сосредоточение усилий воспитателя на приобретении ребенком собственного опыта, на основе которого и происходит полноценное развитие личности; стимулирование активного отношения к жизни, культуре, образовательно-познавательной деятельности и потребности в систематическом самообразовании и самовоспитании; трактовка школы как живого организма, непрерывно развивающегося в соответствии с детской природой; понимание роли педагога как старшего товарища своих воспитанников, организующего образовательно-воспитательную среду для проявления детьми своих творческих возможностей; организация жизни школьного сообщества на основах самоуправления (по типу общины). Сторонники свободного воспитания считают, что в преобразовании современного общества в гуманное решающее значение имеет создание условий для реализации доброй природы человека, чему препятствует авторитарное воспитание. В основе педагогики свободного воспитания лежат идеи Ж.-Ж. Руссо, Д. Дьюи, М. Монтессори, Э. Кей, Л. Толстого и др. Жизнедеятельность воспитанников в «свободных школах» строилась как совместный труд в учебных классах, мастерских и на полях, самообслуживание и самоуправление. Главную роль играли педагогически организованная нравственно-интеллектуальная атмосфера общения, выработанные и принятые всеми нормы поведения. К подобному типу школ можно отнести «Улей» С. Фора (Франция), «свободную школьную общину» Г. Винекена (Швейцария), школу Л. Н.Толстого, в 20-е гг. XX в. – «дом свободного ребенка» И. Горбунова-Посадова, «школу шалунов» А. Радченко и др. В советской педагогике идеи свободного воспитания стали возрождаться в опыте В. А. Сухомлинского в 60-е годы и в педагогике сотрудничества в конце 80-х годов. С 90-х годов появились частные учебные заведения, стремящиеся строить образовательный процесс, исходя из интересов ребенка и опирающиеся на принципы свободного воспитания (Бєлова Л. О. Виховна система ВНЗ: питання теорії та практики. – Х.: Вид-во НУА, 2004. 264 с.; Добреньков В. И., Нечаев. В. Я. Общество и образование. – М.: ИНФРА-М, 2003. – 380 с.;Журавський В. С. Вища освіта як фактор державотворення і культури України. – К.: Ін Юре, 2003; Хабермас Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие: пер. с нем. / под ред. Д. В. Скляднева. – СПб.: Наука, 2000). Е. А. Подольская

Источник: Глоссарий современного образования.