ШКОЛЫ ПО ИЗУЧЕНИЮ ПЕРЕДОВЫХ МЕТОДОВ ТРУДА

Найдено 1 определение
ШКОЛЫ ПО ИЗУЧЕНИЮ ПЕРЕДОВЫХ МЕТОДОВ ТРУДА
. В зависимости от характера выпускаемой продукции и профессий рабочих школы имеют различные сроки обучения и различные программы. Руководителями являются рабочие-новаторы или бригадиры (мастера), хорошо овладевшие передовыми методами труда. В помощь руководителю школы назначается инженер-консультант. Занятия проводятся посменно в нерабочее время.Количественный состав школ определяется возможностями проведения производственного инструктажа на рабочем месте одновременно с группой из 5–12 человек. При большом количестве обучающихся может быть организовано несколько школ. Контингент школы и ее тематика определяется начальниками цехов.
Комплектование школ рабочими однородных профессий создает предпосылки для успешного овладения передовыми методами труда.
На каждом предприятии разрабатывается годовой план работы по изучению и обобщению передовых методов труда. Этот план является составной частью плана организационно- технических мероприятий и представляет собой базу для разработки отделом труда и зарплаты совместно с ОТО плана работы школы, который согласовывается по соответствующим разделам с начальниками цехов и утверждается главным инженером завода. В плане указываются задачи обучения, сроки проведения занятий и состав слушателей школы, а также фамилии руководителя и консультанта.
При составлении плана работы школ важно определить, на каких участках, в каких цехах следует организовать школы, каковы их задачи, состав обучающихся по профессиям и кандидатуры новаторов, опыт которых должен изучаться.
Как правило, школы создаются на тех участках, которые оказывают решающее влияние на выполнение производственного плана предприятия. Обычно в конце каждого месяца начальники цехов совместно с мастерами, технологами и цеховыми организаторами технической учебы на основе анализа деятельности участков за определенный период устанавливают, где должны быть организованы школы и опыт каких новаторов следует изучать. Здесь же решается вопрос и о консультантах. На основании заявок цехов ОТО составляет сводный план и после согласования его с завкомом представляет на утверждение руководителю предприятия.
Организация Ш. по и.п.м.т. возлагается на ОТО, в обязанности которого входят: комплектование школ и заключение соглашений с руководителями и консультантами; подбор учебной документации;
организация методического инструктажа руководителей школ и консультантов; планирование и учет результатов работы школ;
оплата труда руководителей и консультантов по трудовым соглашениям.
Материалы, характеризующие степень выполнения обучающимся норм выработки, а также описаний прогрессивных методов труда отдельных рабочих-новаторов в ОТО представляет отдел труда и зарплаты, а также технологические (технические) отделы.
Заводские школы комплектуются рабочими родственных профессий нескольких цехов, предприятий, строек, совхозов и т.д. Цеховые и заводские школы организуются самими предприятиями, а межзаводские – вышестоящими организациями по мере возникновения на предприятиях передовых методов труда, изучение и внедрение которых в производство может дать большой экономический эффект.
Деятельность руководителей школы складывается из следующих элементов:
1) изучения методов труда обучающихся на их рабочих местах и выявления причин, снижающих производительность их труда или качество вырабатываемой продукции;
2) определения форм и методов распространения передового опыта;
3) составления совместно с консультантом учебной программы и планов занятий;
4) обучения участников школы правильной организации рабочего места;
5) показа новых методов труда непосредственно на рабочем месте и производственного инструктажа (с участием консультанта) на рабочих местах обучающихся;6) проведения текущего инструктажа;
7) проведения с обучающимися бесед о новых технологических режимах, технико- экономических показателях, причинах невыполнения норм.
Опытный инженер-консультант помогает руководителю школы вести занятия, консультирует обучающихся и принимает участие в проведении итоговых занятий.
Деятельность консультанта складывается из следующих элементов:
1) изучения и обобщения передового опыта новатора производства – руководителя школы;
2) составления совместно с руководителем школы учебной программы;
3) теоретического обоснования рациональных методов труда; технического и экономического обоснования осваиваемых в школе передовых методов труда;
4) проведения теоретических занятий и консультаций;
5) ознакомления с факторами, влияющими на процесс плавки;
6) проведения бесед с обучающимися о содержании работы школы, целевых установках и задачах обучения в школе;
7) оказания помощи руководителю школы в проведении практических занятий;
8) осуществления контроля за проведением занятий и выполнением графика работы школы;
9) проведения заключительного занятия по подведению итогов работы школы;
10) участия в разработке организационно-технических мероприятий, обеспечивающих массовое внедрение передового опыта.
Изучение передового опыта новаторов непосредственно на рабочем месте проводится под руководством консультанта с помощью нормировщика и мастера цеха, сопровождается хронометражом работы, выполняемой как новыми, так и обычными приемами, фотографированием рабочего дня и технологического процесса. При этом исследуются вопросы организации рабочего места и его обслуживания.
В условиях промышленного предприятия отбором наиболее прогрессивных приемов работы занимаются комиссии, состоящие из представителей отделов труда и зарплаты, бюро технической информации, советов новаторов, отдела главного технолога, начальников цехов, инженеров и инструкторов производственного обучения. Основу работы таких комиссий составляют следующие положения:
определение принципов отбора лучших приемов работы, подлежащих изучению; рассказ руководителя об изучаемых приемах работы;
разработка форм наблюдения и фиксирования результатов;
демонстрация лучших приемов работы, их изучение и сравнение с приемами работы других рабочих;
изучение и отбор лучших приемов работы и их обобщение включает:
а) изучение операций, предусмотренных программой, рациональных трудовых приемов, общих для ряда операций, таких, например, как быстрая установка инструмента, приспособлений и изделий, пуск и остановка станка с одновременным подводом и отводом режущих инструментов и т.д.;
б) изучение приемов работы новаторов, дающих возможность повысить производительность труда и качество изготовляемой продукции (например, сверление с применением кондуктора, разметка по шаблону, подрезка торцов и уступов с применением упоров, обтачивание конических поверхностей специальным резцом и т.д.);
в) изучение экономичных приемов и способов труда, характерных для выполнения определенного вида работ или изделий (обработка длинных валов, изготовление отдельных деталей в небольшом количестве и т.д.);
г) описание обобщенных приемов работы (описание должно быть ясным, доступным).
Предметом изучения являются не только рабочие движения новаторов, но и все основные элементы их деятельности: планирование, организация рабочего места, рационализаторские предложения и т.д. В этих целях проводится определение наилучших режимов работы при выполнении каждой операции, трудового действия или движения путем наблюдения, киносъемки, фотографирования рабочего дня новатора, осциллографической записи.
Результаты всех исследований оформляются в схемы, диаграммы, описания или инструкционные карты, в которых отражаются достижения рабочих-новаторов, причины брака и конкретные меры, направленные на их устранение.
Описание передовых приемов труда и организации рабочего места, составленное руководителем школы и консультантом, отдел труда и заработной платы представляет на рассмотрение учебно-методического совета предприятия.
Описание содержит:
а) характеристику работы и рабочего места новатора;
б) сравнение результатов его показателей с показателями других рабочих данного цеха;
в) содержание новых приемов (режимы, оснастка, инструмент и др.), применяемых рабочим-новатором;
г) данные хронометража и краткие сведения о рабочем-новаторе, оформленные в таблицах, графиках и рисунках.
Описывая содержание и последовательность выполнения приемов труда рабочего- новатора, ему противопоставляются менее производительные приемы, применяемые другими рабочими. Метод противопоставления одних приемов работы другим очень показателен, легко воспринимается и хорошо усваивается.
Учебно-методический совет рассматривает все эти материалы и принимает решение о рекомендации передовых методов труда к внедрению.
Обучение в школе считается законченным лишь после того, как обучающиеся достигнут определенных практических результатов, выражающихся в значительном перевыполнении норм выработки и улучшении качества продукции.
По окончании обучения проводить экзамены не рекомендуется. Проверка освоения новых методов труда проводится в процессе обучения, результаты ее заносятся в учетную карточку обучающегося.
Результаты работы школы по изучению передовых методов труда обсуждаются на производственном совещании у начальника цеха, на заседании учебно-методического совета предприятия (или учебно-методической секции). После обсуждения и внесения корректив начальник цеха оформляет эти рекомендации в виде распоряжения или приказа по цеху, указав сроки и ответственных за их выполнение.
Лит.: Батышев С.Я. Производственная педагогика. – М., 1984.

Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.