ШКОЛЫ ПЕРЕДОВОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА

Найдено 1 определение
ШКОЛЫ ПЕРЕДОВОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА
организуются в целях изучения и внедрения наиболее рациональных методов педагогического труда в учебных заведениях, а также коллективной творческой разработки наиболее актуальных проблем обучения и воспитания учащихся.
Такие школы комплектуются опытными преподавателями и мастерами производственного обучения однородных и смежных специальностей и, по существу, являются своеобразными педагогическими лабораториями. Перед изучением сложных и наиболее актуальных перспективных проблем в них проводятся педагогические эксперименты коллективного обобщения передового опыта, а также проектируется опережающий опыт.
При комплектовании Ш.п.п.о. применяется проблемный принцип объединения участников не только общей темой, но и системной проблематикой, имеющей как частнометодический (прикладной), так и общетеоретический характер. В этом случае каждый участник изучения передового опыта, внося свой вклад в решение изучаемой проблемы, видит задачи, которые решает весь коллектив. Успех здесь гарантирован при условии:
непрерывной работы коллектива над поставленной проблемой;
правильной расстановки исполнителей, охватывающей все этапы изучаемой проблемы;
разработки в коллективе единой научно-методической документации, базирующейся на одних и тех же общетеоретических исходных позициях;синхронности проведения всех этапов работы;
последовательности коллективной работы, отражающей замысел всего коллектива; единства взглядов на изучаемую проблему.
Для обобщения изучается не только опыт отдельных преподавателей, но и целых учебных заведений. Изучение и внедрение передового опыта через такие школы включает три этапа.
Первый этап – подготовительный, когда составляется организационный план работы, осуществляется поиск идей о передовом опыте, подходов к предстоящей работе.
При составлении плана организации и проведения школ коллективного передового опыта выявляются:
учебные заведения, в которых достигнуты наилучшие показатели в деле обучения и воспитания учащихся;
передовики-новаторы педагогического труда;
устойчивые результаты в работе учебных заведений, применяющих достижения новаторов педагогического труда;
пути и методы, способствующие совершенствованию учебно-воспитательного процесса;
учебные заведения, в которых организация учебно-воспитательного процесса отстает от требований жизни.
Второй этап – проектирование нового передового опыта (передовых приемов и методов труда). Руководитель школы составляет список рекомендуемой литературы по данной теме. Комплексно обсуждается примерный перечень вопросов, требующих разработки.
Участники школы готовят по ним рефераты и выступают на семинарах с сообщениями, выводами и рекомендациями о путях использования передовых форм и методов работы. В результате коллективного обсуждения намечается план поисковой работы, формулируется ее гипотеза, определяются цели и задачи.
Третий этап – обобщение, распространение и внедрение передового опыта. В параллельных группах учебного заведения проводятся контрольные работы, полученные результаты обрабатываются, формулируются выводы. Если такой опыт даст положительные результаты, то целесообразно разрабатывать методические рекомендации для его внедрения в практику учебной работы. Если возникнут новые вопросы, требующие углубленной проработки, участники школы могут коллективно разрабатывать их в дальнейшей творческой деятельности.
Такой подход к изучению передового опыта позволит оперативно вносить коррективы в организацию учебно-воспитательного процесса, выявлять новые темы и вопросы, нуждающиеся в экспериментальной проверке, а также составлять перспективные планы.
Если выработана общая позиция и сформулированы конкретные требования к организации, можно предъявить единые педагогические требования, соблюдение которых обязательно для каждого преподавателя.
Лит.: Батышев А.С. Педагогические основы изучения, обобщения и внедрения передового опыта. – Ташкент, 1978.

Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.