ШКОЛЫ МАСТЕРСТВА

Найдено 1 определение
ШКОЛЫ МАСТЕРСТВА
разновидность школ передовых методов труда и межзаводских школ. Ш.м. организованы в основном в целях повышения квалификации и мастерства рабочих- строителей.
В условиях работы строительных организаций, особенно при возведении строительных объектов и сооружений в ускоренные сроки, не всегда представляется возможным ознакомить рабочих с новыми трудовыми приемами и разобрать причины, вызывающие некачественное выполнение работ, привить навыки культуры труда. Для выполнения этих задач на специально выделенных строительных участках организуются Ш.м., которые отличаются от обычных тем, что здесь одновременно протекают два процесса: возводятся строительные объекты и одновременно проводится повышение квалификации рабочих кадров, причем особое внимание уделяется качеству работы, технической эстетике, воспитанию культуры труда и ответственности за выполняемую работу.
Ш.м. – это самостоятельное хозрасчетное строительное учреждение, имеющее в своем составе строительные участки, свой расчетный счет в строительном банке и отчитывающееся за свою хозяйственно-производственную и учебную деятельность перед вышестоящей организацией по установленным формам.
Она имеет постоянный состав преподавателей и инструкторов производственного обучения, прорабов, мастеров и бригадиров, отобранных из числа лучших инженерно- технических работников строек города и высококвалифицированных рабочих. Начальники участков, прорабы и линейные инженеры являются одновременно и преподавателями.Перед зачислением в школу они проходят подготовку на специально организуемых семинарах.
Ш.м. имеет структуру, присущую любой другой хозяйственной организации, с той лишь разницей, что для организации и проведения учебного процесса здесь предусматриваются должности преподавателей и инструкторов производственного обучения.
Помимо преподавателей и инструкторов, в штате школы предусмотрен вспомогательный персонал, непосредственно не участвующий в учебном процессе, занятый подготовкой строительных площадок и их обслуживанием. Численность вспомогательного персонала зависит от объема выполняемых строительно-монтажных работ.
Так как задачей школы является повышение мастерства рабочих, на участках Ш.м. создаются специализированные потоки, комплектуемые рабочими – членами бригад специализированных строительных организаций. После обучения в школе рабочие продолжают работать в том же строительном тресте. Учебные группы Ш.м. состоят, таким образом, из производственных бригад, при этом бригадиры являются одновременно и старостами групп. За каждой школой для организации и проведения занятий закрепляются на год три объекта, работа организована по поточному методу.
Для успешной организации обучения на строительных участках (объектах) последние не имеют сроков ввода в эксплуатацию. Однако необходимо определять примерные, внутренние сроки продолжительности строительства.
Рекомендованы следующие примерные сроки обучения, критерием которых являются:
1. Минимально необходимый срок обучения данной профессии с учетом выполнения определенного цикла работ.
2. Обучение максимально возможного количества рабочих данной профессии при организации учебного процесса в две смены.
Например, при строительстве пятисекционного жилого дома сроки выполнения комплексных работ по возведению «нулевого цикла» составляют 4 месяца, сроки возведения коробки здания – 4 месяца, сроки выполнения отделочных работ – 4 месяца. Таким образом, на возведение здания в условиях организации и проведения учебного процесса в школе мастерства требуется 12 месяцев. При этом слияние учебно- методической и производственной работы в едином процессе способствует повышению качества обучения.
Практика работы Ш.м. показывает, что выполнение монтажных работ «нулевого цикла» и при возведении коробки здания может быть успешно организовано в две смены, что позволяет организовать обучение одновременно двух групп (бригад) каменщиков.
Штукатурные работы в этом случае будут проводиться также двумя группами (бригадами), а малярные – четырьмя группами (бригадами) в одну смену, так как имеется достаточный фронт работ.
Обучение нескольких групп (бригад) рабочих одной профессии в две смены позволило охватить обучением всех рабочих.
При организации учебного процесса в две смены количество обучающихся на одном объекте составляет 321 человек. При модуле повторяемости в шесть объектов (две школы мастерства) можно иметь ежегодный минимальный выпуск обучающихся 321 х 6 = 1926 чел.
При организации Ш.м. необходимо учитывать, что трудовые показатели в них планируются на 25–30% ниже существующих средних показателей других строительно- монтажных организаций, а фонд зарплаты при этом не снижается, так как в процессе обучения выработка рабочих ниже, чем у кадровых.
В целях стимулирования учебного процесса и создания заинтересованности рабочих в овладении мастерством по своей профессии в школах разработаны принципы оплаты труда обучающихся.Во-первых, за всеми рабочими на время занятий в Ш.м. сохраняется средняя заработная плата за предыдущие три месяца до начала учебы и, во-вторых, в школах, как и в строительных организациях, установлена сдельная оплата труда за фактически выполненную работу.
Учебный процесс в Ш.м. начинается с проведения теоретических занятий, на которые отведено около 20% учебного времени. Их основу составляют изучение достижений в области организации строительного производства, причин возникновения наиболее часто встречающихся дефектов строительных работ, меры по их устранению и предупреждению, разбор технологических процессов, технических условий, технологических карт, инструкций, чертежей проектов.
Такие занятия проводятся ежедневно по одному часу перед началом практической работы в специально созданных передвижных классах.
Производственное обучение рабочих проводится непосредственно на рабочих местах обучающихся под руководством инструкторов производственного обучения в три этапа:
освоение приемов работ, обеспечивающих высокое качество без учета норм выработки;
освоение и закрепление приемов работ, обеспечивающих высокое качество работ, изучение передовых методов труда с учетом норм выработки;
закрепление и совершенствование навыков, обеспечивающих высокое качество работ, выполнение и перевыполнение норм выработки.
Лицам, успешно окончившим школы, присваивается звание «Мастер высокого качества» и выдается специальное удостоверение, набор современных строительных инструментов и новая рабочая одежда.
Окончившие Ш.м. рабочие, как правило, становятся на стройках инструкторами производственного обучения. Опыт организации Ш.м. в строительстве и строительной промышленности завоевывает себе сторонников и в других отраслях народного хозяйства.
Лит.: Методические рекомендации о работе школ мастерства. – М., 1970; Батышев С.Я. Профессионально-техническое обучение рабочих на производстве. – М., 1969.
С.Я. Батышев

Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.

Найдено научных статей по теме — 10

Читать PDF
265.04 кб

Речевое мастерство педагога высшей школы

Кочеткова Т.В., Черненков Ю.В., Бугаева И.О., Дорогойкин Д.Л.
Статья посвящена речевому искусству педагога высшей школы, важным аспектам теории и практики педагогического дискурса.
Читать PDF
433.91 кб

Педагогическое мастерство преподавателя высшей школы

Абдуллина Л.Б.
В статье раскрывается сущность педагогического мастерства, которая выражает высокий уровень развития педагогической деятельности, особенного, основывающегося на взаимосвязи и взаимозависимости теоретических и практических знаний,
Читать PDF
640.72 кб

Совершенствование педагогического мастерства учителя начальной школы

Ибрагимова Улбала Бахтияровна, Махимова Назерке Сатыбалдиевна, Айтуарова Калдыкыз Рашидовна, Жумадиллакызы Асел
В статье проанализированы современные подходы к совершенствованию педагогического мастерства учителя начальной школы.
Читать PDF
70.12 кб

Педагогическая техника как один из компонентов мастерства преподавателя высшей школы

Жукова Е. В., Погорелова И. Г., Калягин А. Н.
В статье рассматриваются элементы педагогической техники, её принципы, приёмы, с помощью которых они реализуются, пути овладения педагогической техникой.
Читать PDF
389.60 кб

Ценностные ориентации педагога высшей школы как одна из граней педагогического мастерства

Садовникова Надежда Евгеньевна
В статье рассмотрена проблема становления ценностных ориентаций педагога высшей школы.
Читать PDF
2.92 мб

Роль семейной династии ревматологов в формировании школы научно-педагогического мастерства

Багирова Генриетта Георгиевна, Корочина Ирина Эдуардовна, Сагитова Эльвира Рафкатовна
Статья содержит библиографические сведения об оренбургской семейной династии ученых и врачей-ревматологов, основоположником которой была профессор В. В. Багирова.
Читать PDF
9.67 мб

Определение сущности и структуры понятия "педагогическое мастерство учителя старшей школы"

Насырова Эльмира Фанилевна, Руднева Регина Ириковна
Развитие и повышение уровня педагогического мастерства учителей, соответствующего запросам современной школы главнейшая задача, необходимое условие модернизации российской системы образования.
Читать PDF
438.14 кб

Преподаватель высшей школы: проблемы становления педагогического мастерства и пути их решения

Чернявская Ж. В.
Рассматриваются проблемы становления педагогического мастерства преподавателей вуза в условиях реформирования системы высшего профессионального образования; предлагается использование инновационных форм работы с преподавателями вы
Читать PDF
250.36 кб

Педагогическое мастерство учителей сельской школы как фактор формирования педагогичeской культуры ро

Васильева Любовь Егоровна, Чермакова Елена Владимировна
Возрождение России, ее ориентация на национальные и духовно-нравственные ценности требуют принципиально новых подходов к разработке одной из наиболее важных проблем педагогической науки и практики формирования и развития педагогич
Читать PDF
116.95 кб

Роль школы педагогического мастерства Нижегородской академии МВД Россиив формировании профессиональн

Шапошников Е.Л.