ШКОЛЬНЫЙ вечер

Найдено 1 определение
ШКОЛЬНЫЙ вечер
собрание старшеклассников с танцами, показом номеров художественной самодеятельности.
О середине 1920-х гг.: «В шесть часов начался школьный вечер… Вечер начался с выступления живой газеты с боевым названием “Сигнал”. Живгазетчики маршировали по сцене, сходились, расходились и пели под музыку…» (Басина, 1963, 77–78).
О 1927–1928 гг.: «…В школе были большие перемены. Пришел новый учитель-историк… Много было вечеров, главным образом, для старших. Вместо старых танцев стали танцевать “Два прихлопа, три притопа”. Этот учитель создал “инициативную группу”, отобрав рослых и красивых парней и девушек, одел их в форму – чёрные юбки, белые кофточки, и они всегда возглавляли шеренгу танцующих или вели круг. Особенно нравился танец по кругу, так как один круг двигался вправо, а другой – влево, так что менялись пары, и была надежда встретиться в паре с понравившейся девочкой или с понравившимся мальчиком» (Аксельрод-Рубина). Об ученике 9 класса в 1940 г.: «26 декабря… В школе будет вечер старших классов… 29 декабря… Сейчас пойду постригусь, ибо если пойду на вечер, то неудобно класс позорить. (Сагайдачный, 1963; 114, 116).
О восьмиклассниках в 1940 – перв. пол. 1941 гг.: «Зимой иногда устраивались в школе вечера для старшеклассников с докладами, выступлениями самодеят-сти и с танцами под духовой оркестр. Иногда старших школьников приглашали на вечера в Дом пионеров. Больш-во наших мальчиков не умели танцевать или стеснялись… И девочки часто танцевали друг с другом. Таких вечеров было немного. В Дом пионеров не всегда можно было достать пригласительный, а в школе вечера были не часто… Мы… сдали экзамены за восьмой класс и разошлись на летние каникулы» (Кубанева, 1988). Из дневника девятиклассницы в Котласе в 1941 г.: «1941 г. 2 января. …Школьный вечер. Заходим в школу, а электричества и нет! Танцевали при керосиновых лампах. А потом пошли в класс для выступлений. Я читала… из Жуковского. …Аплодировали много… Потом опять к ёлке. Так набегались в “ручеёк”, что и сейчас ноги чувствуют!» (Вещезерова, 1999, 15).
О 1941–1945 гг.: «А как старательно, душевно и мы, и учителя готовились к школьным вечерам! Литераторы и историки брали на себя худ. самодеят-сть (немудрящую – но разве это так уж важно?), физкультурник – боксер, потерявший на войне руку, – учил ребят боксу и организовывал показательные бои» (Санников, 2001).
О старшеклассниках в 1943–1944 гг.: «Иногда в школе проводились вечера, посвященные знаменательным датам или писателям. Часто эти вечера готовили под руководством учителей сами школьники старших 9–10 классов. Девочки-одноклассницы приходили на эти вечера нарядные, некоторым специально к вечеру шились новые платья, правда, из дешевых, но новых материалов, покупались красивые туфли» (Кубанева, 1988).
О вечере в женской школе с приглашёнными мальчиками в 1944 году в Ленинграде: «“А ты на вечер в “женский монастырь” придешь?” “Вечеруха в нашей параллелке? Дело!... На когда объявлено?” “В субботу”… …Вечер с самого начала выходил никудышным – ни тематическим, ни развлекательным. Девчонки без вдохновения, но с искусственным пафосом, серьёзно и старательно отбарабанили стихи. Потом, сбившись в кучу, хотели что-то спеть, даже занавес полуоткрыли, но раздумали и, рассыпавшись, вместо хорового и сольных выступлений проиграли два водевиля, неизвестно в каком репертуаре отысканных. Актёрки в залежалых, наскоро ушитых платьях ходили по сцене заведенными манекенами и бубнили под нос что-то невразумительное. В зале все были серьёзны. После драматических представлений гости и хозяйки вечера разошлись “по стенам”»: сдвинув стулья на сцену, мальчишки организовали шпалеру у одной стены, девчонки выстроились у противоположной. Какая-то мама из родительского комитета стала выдергивать тех и других в попытке сбить колонну для показательного бального танца. Из затеи ничего не вышло… Однако вечер понемногу разгорался, становился шумным. То здесь, то там в большом зале раздавался весёлый смех, шутливые призывы, объявления. Кто-то, проверяя проводку, несколько раз гасил общий свет и включал под потолком крутящийся шар, облепленный зеркальными осколками» (Липилин, 1983; 99, 102).
О 1944 годе: «…Я принял решение… пойти на школьный вечер для старшеклассников, куда, как я знал, приглашают девчонок из школы, что на улице Парижской коммуны… Радиола источала сладкие мотивы, но никто долго не решался первым выйти на середину. Наконец две пары закружились – девчонки с девчонками. Тогда и ребята решились отделиться от стен. И вскоре весь спортзал заполнился вальсирующими, среди которых поблескивали золотыми галунами погон неизвестно как сюда проникшие “спецы” – курсанты подготовительного военного училища» (Сиснев, 1970; 79, 86).
О конце 1940-х – начале 1950-х гг. в Минске: «По традиции наша школа приглашала на вечера отдыха девочек женской школы № 21, соответственно и они – нас. Как всегда, сначала был доклад, минут на сорок…, а затем – танцы. Каждый такой вечер неизменно заканчивался дракой, но, конечно, не в помещении, а уже на улице. Например, регулярно били Гошу Довнара, парня с красивым… носом и наглыми глазами, – именно такие типы нравятся девчонкам» (Лапидус, 2004).
О нач. 1960-х гг.: «Вечера школьные – одна из форм внеклассной школы… Ежегодно проводятся в школах: выпускные вечера, вечера встречи с выпускниками школы прошлых лет, новогодние балы, новогодние ёлки для младших школьников, весенние “ситцевые балы” и т. п.» (ПЭ, 1964–1, 325–326). См. «Ситцевый бал».
О нач. 1960-х гг.: «Одна старшеклассница из Краснодара рассказала мне: “На школьные вечера ребята ходить не любят. Мы лучше в парк на танцплощадку сходим. Там хоть джаз. А у нас директор сначала сам все пластинки прослушает, а потом отберет штук шесть вальсов и краковяков – танцуйте. А в десять – все по домам. Ну, мы идем к кому-нибудь домой… и дотанцовываем» (Матвеева, 1966, 12).
О середине 1960-х гг.: «Бывает, что хорошо читающие ученики (школьные “лауреаты”) быстро покидают кружок [выразит. чтения]. Кропотливая работа над исполнением их не увлекает, а с успехом выступить на шк. вечере они могут и без этого» (Завадская, 1968, 25–26).
О перв. пол. 1970-х гг.: «Школьные вечера… устраиваются несколько раз в году. Каждый класс по очереди отвечает за организацию вечера. Бывают тематические вечера: они посвящаются ист.-рев. и знаменат. датам (годовщине Великой Октябрьской социалистич. революции, празднику Первого мая, Дню Победы и т. д.). Бывают муз. и лит. вечера, посвященные музыке известных композиторов или творчеству поэтов и писателей. Большой интерес вызывают у школьников вечера на морально-этические темы: “Человек человеку – друг, товарищ и брат” (одна из заповедей Морального кодекса строителя коммунизма), “А если это любовь?” и др. На шк. вечерах учащиеся встречаются с участниками Великой Отечественной войны, Героями Советского Союза, лётчиками-космонавтами. Часто устраиваются вечера, посвященные выбору профессии, на которые ребята приглашают Героев Социалистического Труда, членов бригад коммунист. труда, передовиков произв-ва. Вечер обычно состоит из торж. части, концерта худ. самодеят-сти и танцев. На вечерах бывают спектакли драм. кружка или популярные состязания членов клуба весёлых и находчивых (КВН). В дни зимних каникул в школах организуются новогодние балы для старшеклассников» (Денисова, 1978, 233–234).
О 1970-х гг.: «Похоже, школьные вечера организуют для того, чтобы расстраивать людей. Танцы всегда начинаются с вальса…» (Левинзон, 1980, 55).
О 1970-х – 1980-х гг.: «“Учась в классе 7-м, мы на наших школьных вечерах начали играть в “бутылочку”. Сначала в момент поцелуя выключали свет, затем эти “двое” выходили в другую комнату, а потом при всех”» (Борисов, 2002, 168–169). Об учащихся 6–7 класса в Шадринске в 1987–1988 гг.: «В 6 классе к нам пришла новая кл. рук-ца, и в классе началось что-то получаться. Школьные вечера проходили, и все на них стремились. Было интересно, так как сами готовили тогда. Начались первые танцы с девчонками, первые целования в темных углах, в сценках на вечерах начали участвовать даже те, кто раньше говорил, что им западло. Даже сами предлагали чтонибудь новенькое. Всем это нравилось, и все были довольны» (558).

Источник: Энциклопедический словарь русского детства В двух томах.