ШКОЛЬНЫЙ хор

Найдено 1 определение
ШКОЛЬНЫЙ хор
группа школьников, организованно репетирующих, а затем исполняющих вокальные (песенные) произведения.
О Петрограде в нач. 1920-х гг.: «Довольно много времени уделялось самодеят-сти. В школе существовал духовой оркестр и хор. Ставилось много спектаклей….» (Штерн, 2000).
О девочке в перв. пол. 1930-х гг.: «А ещё я пою в хоре. Это тоже не результат свободного выбора, но очередная “нагрузка”. В хоре обязаны петь все, кому медведь не наступил на ухо и у кого наличествует хотя бы намек на голос. Я отобрана в группу весьма дефицитных “вторых” голосов. Нас всего пятеро: три мальчика и две девочки… Практически наша задача сводится к тому, чтобы перекричать остальных двадцать человек, поющих первыми голосами. Большей частью это удается, зато после спевки я зачастую разговариваю пропитым басом. Огорчительно и то, что после каждой фальшивой ноты со стороны “первых” (а фальшивят они часто) приходится по многу раз повторять одно и то же. Когда мы поем “Взвейтесь кострами, синие ночи, мы – пионеры, дети рабочих” или “Возьмем винтовки новые”, – это ещё тудасюда. Но вот когда мы разучиваем песню о самолетах (забыла название)... В ней есть такие слова: “Тут моторы загудели: Жжам-жу-жу, мы полетели”. Вот на этом “жжам-жу-жу” кто-то из “первых” неизменно пускает петуха. Семен Васильевич, наш учитель пения, грозно стучит смычком по парте, и все начинается с начала. После спевки это окаянное “жжам-жу-жу” звенит в голове до самого вечера» (Лупанова, 2007, 50).
О конце 1940-х гг.: «Наиболее желательной формой внеклассной музыкальной работы с детьми являются хор и оркестр. Хор отличается тем, что в нем участвуют только отобранные ученики. Чаще всего в школах хор организуется на началах добровольного участия детей – в виде кружка. Но некоторые школы организуют шк. хор из числа всех детей, независимо от их желания, считая, что долг каждого ученика, имеющего хороший голос, участвовать в шк. хоре. Хор занимается обычно два раза в неделю, поэтому участники хора могут работать над песнями более сложными, чем те, которые изучаются в классе, и песни могут исполняться на более выс. худ. уровне. В хор должны приниматься дети, имеющие хороший слух (поющие верно) и чистый голос (не хриплый, не сиплый). В отдельных случаях можно принимать детей, не имеющих указанных данных, но имеющих большое желание участвовать в хоре. Эти дети в результате старания и настойчивости добиваются того, что не отстают от товарищей и являются ценными участниками хора. Желательно, чтобы хор состоял из детей одного примерно возраста… Хор выступает на шк. утренниках, на праздниках и часто вне школы» (НШ, 1950, 812).
О г. Петропавловске (Казахстан) во вт. пол. 1940-х гг.: «Памятны шк. вечера по знаменательным гос. датам. После прочтения директором доставленного из райкома партии доклада – выступление шк. хора. Затем на сцене появлялись настоящие артисты…» (Мироненко, 2004, 4). О перв. пол. 1950-х гг.: «Значительное отставание нужно отметить в орг-ции шк. хоров. До сих пор ещё не выполнено такое элементарное требование, как создание хора в каждой школе» (ВВВР, 1955, 40).
О Шадринске в 1955–1956 гг.: «Когда обучение стало смешанным и в школе появились девочки, Тамара Александровна создала хор, который стал одним из лучших в городе. Впоследствии в школе было три хора: октябрятский, пионерский и хор старшеклассников (последним и руководила Т[амара] А[лександровна] Калякина). Сколько нужно было сил, времени и умения, чтобы этот хор запел классику. Со сцены зазвучали “Персидский хор” из оперы Глинки “Руслан и Людмила” и хор девушек из оперы Верстовского “Аскольдова могила”. Разучивали под баян…, а выступали под фортепьяно (играл кто-то из учениц). Хор выступал в Шадринске часто и дважды в Кургане» (Плотникова, 1995, 50).
О середине 1960-х гг.: «…Руководство школы создало музыкальный дисбат – школьный хор мальчиков, посещение репетиций которого сделало принудительным. Спасти от него могли только ангина или возрастная ломка голоса. …Репертуар хора включал исключительно великодержавные хоралы и неск. умильных песенок, вроде “Пусть всегда будет солнце!” или “На дороге чибис” (которого в глаза никто не видел). Хор полезен был дирекции участием во всяких смотрах и торжественных концертах» (Клех, 2003).
О Челябинске в 1966 г.: «1966 год. Я окончила шестой класс… Особая песня – хор. Не было раньше школы, где бы дети не тянули хором песни советских композиторов. Дети, что ли были талантливее? Те, кто петь не мог, завидовали “хористам”. Слова-то какие особенные: репетиция, спевка, выступление, прогон… А уж солисты были местными звездами, объектом обожания и подражания. Их часто освобождали от уроков для дополнительных репетиций, потому что выступлений было очень много – перед ветеранами, в детских садиках, в селах пригорода. И никого не удивляла строка в расписании уроков: “В 14.00 – хор”. И времени хватало на все!» (Попова, 2006–3). Об принудительной записи учеников в хор в нач. 1970-х гг.: «…[Тимка] поразмышлял ещё немного: “…Уроков задают ужас как много. Двойку за стих получил, надо исправлять. И ещё в хор записали. Не хотел, учительница пения сказала: “В обязательном порядке”…”» (Матвеева, 1975, 7–8).

Источник: Энциклопедический словарь русского детства В двух томах.

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
193.93 кб

Хорошо ли читают российские школьники?

Цукерман Галина Анатольевна, Ковалева Галина Сергеевна, Кузнецова Марина Ивановна
Тесты PIRLS и PISA измеряют чрезвычайно желательный, но труднодостижимый результат современного образования инструментальный, действенный характер знаний и умений школьников, в частности, читательскую грамотность, т.е.
Читать PDF
325.66 кб

Сущность и структура исполнительских навыков школьников в хореографии

Ястребова Татьяна Александровна, Юрьева Марина Николаевна
В статье рассмотрены соотношения понятий «исполнительская деятельность», «исполнительские умения» и «исполнительские навыки».
Читать PDF
11.53 мб

Из истории обучения хоровому пению школьников в России: С. В. Смоленский

Батуринская Татьяна Николаевна
Россия страна великих хоровых традиций. Ярким примером тому является педагогическая деятельность С. В. Смоленского, деятеля русской музыкальной культуры и образования.
Читать PDF
157.29 кб

Патриотическое воспитание школьников средствами песенно- хорового искусства

Богатов Виктор Васильевич, Бобылева Наталья Викторовна
В статье отмечается, что проблема патриотического воспитания является одной из самых актуальных не только в пространстве общественного, но и научного дискурса.
Читать PDF
1.19 мб

Влияние хореографии на развитие сенсомоторных функций у школьников 11-16 лет

Шибкова Д.З., Семенова М.В., Мальцев В.П.
В статье представлены результаты исследования показателей сенсомоторного реагирования учащихся 11-16 лет хореографического класса специализированной гимназии г. Челябинска.
Читать PDF
200.65 кб

Подбор репертуара для младшего школьного хора на основе герменевтического подхода

Менжулова Рита Владимировна
В статье рассматривается подбор репертуара для младшего школьного хора на основе герменевтическо подхода. Задача подбора вокально-хорового репертуара всегда актуальна и находится в фокусе внимания школьного педагога-музыканта.
Читать PDF
290.34 кб

Принципы формирования гендерной культуры младших школьников на занятиях хореографией

Абакумова Анжелика Геннадьевна
Выявлены принципы формирования гендерной культуры младших школьников средствами хореографии в общеобразовательной школе.
Читать PDF
603.54 кб

ВОКАЛЬНО-ХОРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПЕВЧЕСКОГО ГОЛОСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Порошина Н.А., Галушкина Н.В.
В статье рассматриваются проблемы развития певческого голоса детей как наиболее доступной формы музицирования и самовыражения в младшем школьном возрасте.
Читать PDF
261.11 кб

Народная хореография как эффективный инструмент формирования толерантности у школьников

Каримов Марат Аглямович, Петрова Анастасия Игоревна
Статья посвящена проблеме формирования толерантности у детей в процессе обучения народному танцу в системе дополнительного образования.
Читать PDF
179.56 кб

Инновационные и нетрадиционные педагогические технологии в обучении школьников хореографии

Дюжева Марина Борисовна
Интерактивное обучение является одной из форм прогрессивного обучения и является одним из основных направлений инновационных и нетрадиционных педагогических технологий.
Читать PDF
254.61 кб

Обучение школьников вокально-хоровому искусству на основе традиций русской певческой школы

Чернова Людмила Владимировна
Прослеживаются основные принципы и методы обучения детей пению представителями отечественной музыкальной культуры прошлых веков и современности.
Читать PDF
574.69 кб

Этнокультурные особенности музыкально-хорового воспитания школьников: теоретический аспект

Гофман Алёна Евгеньевна
В статье рассматривается музыкально-хоровое воспитание школьников с учётом этнокультурных особенностей.
Читать PDF
127.56 кб

Педагогическое обеспечение социализации младших школьников в детской хореографической студии

Лыкова Рима Рафиковна
В статье рассмотрены основные направления в определении понятия «социализация», даны характеристики развития младших школьников, уточнены понятия «хореографическая студия», «педагогическое обеспечение», на основании чего выявлено
Читать PDF
343.17 кб

Особенности формирования толерантности у детей младшего школьного возраста средствами хореографии

Карпенко Виктор Николаевич, Шастун Анастасия Сергеевна, Карпенко Ирина Анатольевна
В статье освещаются и обосновываются особенности формирования толерантности у детей младшего школьного возраста в процессе хореографической деятельности.
Читать PDF
530.03 кб

Методика развития эмоционально-волевой саморегуляции у младших школьников в условиях вокально-хорово

Малахова Ольга Александровна
В статье сформулированы основные цели и этапы методики развития эмоционально-волевой саморегуляции.