группа школьников, организованно репетирующих, а затем исполняющих вокальные (песенные) произведения.
О Петрограде в нач. 1920-х гг.: «Довольно много времени уделялось самодеят-сти. В школе существовал духовой оркестр и хор. Ставилось много спектаклей….» (Штерн, 2000).
О девочке в перв. пол. 1930-х гг.: «А ещё я пою в хоре. Это тоже не результат свободного выбора, но очередная “нагрузка”. В хоре обязаны петь все, кому медведь не наступил на ухо и у кого наличествует хотя бы намек на голос. Я отобрана в группу весьма дефицитных “вторых” голосов. Нас всего пятеро: три мальчика и две девочки… Практически наша задача сводится к тому, чтобы перекричать остальных двадцать человек, поющих первыми голосами. Большей частью это удается, зато после спевки я зачастую разговариваю пропитым басом. Огорчительно и то, что после каждой фальшивой ноты со стороны “первых” (а фальшивят они часто) приходится по многу раз повторять одно и то же. Когда мы поем “Взвейтесь кострами, синие ночи, мы – пионеры, дети рабочих” или “Возьмем винтовки новые”, – это ещё тудасюда. Но вот когда мы разучиваем песню о самолетах (забыла название)... В ней есть такие слова: “Тут моторы загудели: Жжам-жу-жу, мы полетели”. Вот на этом “жжам-жу-жу” кто-то из “первых” неизменно пускает петуха. Семен Васильевич, наш учитель пения, грозно стучит смычком по парте, и все начинается с начала. После спевки это окаянное “жжам-жу-жу” звенит в голове до самого вечера» (Лупанова, 2007, 50).
О конце 1940-х гг.: «Наиболее желательной формой внеклассной музыкальной работы с детьми являются хор и оркестр. Хор отличается тем, что в нем участвуют только отобранные ученики. Чаще всего в школах хор организуется на началах добровольного участия детей – в виде кружка. Но некоторые школы организуют шк. хор из числа всех детей, независимо от их желания, считая, что долг каждого ученика, имеющего хороший голос, участвовать в шк. хоре. Хор занимается обычно два раза в неделю, поэтому участники хора могут работать над песнями более сложными, чем те, которые изучаются в классе, и песни могут исполняться на более выс. худ. уровне. В хор должны приниматься дети, имеющие хороший слух (поющие верно) и чистый голос (не хриплый, не сиплый). В отдельных случаях можно принимать детей, не имеющих указанных данных, но имеющих большое желание участвовать в хоре. Эти дети в результате старания и настойчивости добиваются того, что не отстают от товарищей и являются ценными участниками хора. Желательно, чтобы хор состоял из детей одного примерно возраста… Хор выступает на шк. утренниках, на праздниках и часто вне школы» (НШ, 1950, 812).
О г. Петропавловске (Казахстан) во вт. пол. 1940-х гг.: «Памятны шк. вечера по знаменательным гос. датам. После прочтения директором доставленного из райкома партии доклада – выступление шк. хора. Затем на сцене появлялись настоящие артисты…» (Мироненко, 2004, 4). О перв. пол. 1950-х гг.: «Значительное отставание нужно отметить в орг-ции шк. хоров. До сих пор ещё не выполнено такое элементарное требование, как создание хора в каждой школе» (ВВВР, 1955, 40).
О Шадринске в 1955–1956 гг.: «Когда обучение стало смешанным и в школе появились девочки, Тамара Александровна создала хор, который стал одним из лучших в городе. Впоследствии в школе было три хора: октябрятский, пионерский и хор старшеклассников (последним и руководила Т[амара] А[лександровна] Калякина). Сколько нужно было сил, времени и умения, чтобы этот хор запел классику. Со сцены зазвучали “Персидский хор” из оперы Глинки “Руслан и Людмила” и хор девушек из оперы Верстовского “Аскольдова могила”. Разучивали под баян…, а выступали под фортепьяно (играл кто-то из учениц). Хор выступал в Шадринске часто и дважды в Кургане» (Плотникова, 1995, 50).
О середине 1960-х гг.: «…Руководство школы создало музыкальный дисбат – школьный хор мальчиков, посещение репетиций которого сделало принудительным. Спасти от него могли только ангина или возрастная ломка голоса. …Репертуар хора включал исключительно великодержавные хоралы и неск. умильных песенок, вроде “Пусть всегда будет солнце!” или “На дороге чибис” (которого в глаза никто не видел). Хор полезен был дирекции участием во всяких смотрах и торжественных концертах» (Клех, 2003).
О Челябинске в 1966 г.: «1966 год. Я окончила шестой класс… Особая песня – хор. Не было раньше школы, где бы дети не тянули хором песни советских композиторов. Дети, что ли были талантливее? Те, кто петь не мог, завидовали “хористам”. Слова-то какие особенные: репетиция, спевка, выступление, прогон… А уж солисты были местными звездами, объектом обожания и подражания. Их часто освобождали от уроков для дополнительных репетиций, потому что выступлений было очень много – перед ветеранами, в детских садиках, в селах пригорода. И никого не удивляла строка в расписании уроков: “В 14.00 – хор”. И времени хватало на все!» (Попова, 2006–3). Об принудительной записи учеников в хор в нач. 1970-х гг.: «…[Тимка] поразмышлял ещё немного: “…Уроков задают ужас как много. Двойку за стих получил, надо исправлять. И ещё в хор записали. Не хотел, учительница пения сказала: “В обязательном порядке”…”» (Матвеева, 1975, 7–8).
193.93 кб
Хорошо ли читают российские школьники?
Тесты PIRLS и PISA измеряют чрезвычайно желательный, но труднодостижимый результат современного образования инструментальный, действенный характер знаний и умений школьников, в частности, читательскую грамотность, т.е.