ШКОЛА МОЛОДОГО РАЦИОНАЛИЗАТОРА

Найдено 1 определение
ШКОЛА МОЛОДОГО РАЦИОНАЛИЗАТОРА
учреждение дополнительного образования, в котором учащиеся приобретают необходимые знания основ технического творчества, изобретательства, рационализации, патентно-лицензионной работы, методов решения технических задач и соответствующих навыков и умений.
Первая в стране общегородская Ш.м.р. была создана в 1976 г. в г. Ленинграде на базе Ленинградского Дома научно-технической пропаганды (ЛГШМР). В ней обучались учащиеся техникумов, профтехучилищ, старшеклассники общеобразовательных школ, студенты. В течение трех месяцев обучения молодые люди получали знания по двум основным курсам: «Основы изобретательства, рационализации и патентоведения» и «Основы поиска решения технических задач», а также по ряду отдельных тем: «Основные понятия проектирования, конструирования, моделирования», «Как работать с книгой», «Как организовать личный труд», «О психологии творчества», «Педагогика творчества», «Прогнозирование развития техники». Кроме того, демонстрировались кинофильмы о научно-техническом творчестве молодежи, известных изобретателях и рационализаторах, новостях науки и техники; проводились экскурсии в демонстрационные лаборатории Ленинградского Дома научно-технической пропаганды, где были представлены разработки новаторов производства, на различные выставки, в патентную библиотеку Ленинградского межотраслевого центра научно-технической информации и пропаганды; организовывались встречи с заслуженными изобретателями и рационализаторами РСФСР, известными новаторами производства, учеными-изобретателями. В программе учебных дней стояла тема «Энциклопедия отечественного изобретательства». Здесь слушатели узнавали о наиболее известных русских и советских изобретателях и их разработках.
Программа ЛГШМР была интересна и преподавателям и мастерам производственного обучения профтехучилищ. ЛГШМР стала методическим центром руководства работой других школ, работавших в ленинградских объединениях, научно-исследовательских институтах, дворцах культуры, училищах системы профтехобразования.
В 1986 г. ЛГШМР была преобразована в Ленинградскую городскую школу организаторов научно-технического творчества молодежи. Программа включала разделы: формы и методы развития и управления (менеджмент) техническим творчеством молодежи; методологические основы технического творчества; патентоведение; экономика изобретательства. В последующие годы на базе Дома технического творчества и пропаганды рабочих профессий Главного управления ПТО Ленинграда и области эта работа продолжена. Здесь основное внимание уделялось подготовке специалистов из числа инженерно-педагогических работников профессионально-технических учебных заведений города, способных преподавать эти вопросы учащимся своих учебных заведений. Большее внимание уделялось психологии и педагогике творчества, психологии общения, межпредметным связям; проводились деловые игры, практические занятия с использованием методов активизации творческого процесса; изучались основы менеджмента и маркетинга.В качестве основного критерия эффективности подготовки учащихся, инженерно- педагогических работников профтехучилищ к рационализаторской и изобретательской деятельности в Санкт-Петербурге выбран основной, окончательный, социально-значимый (как правило, отдаленный по времени) результат обучения – творческий подход в профессии (мотивация на реальное приложение знаний, навыков, умений), выражающийся во включении в рационализаторскую и изобретательскую деятельность: внедрение (использование) своего технического решения в учебно-производственный процесс (в производство), получение удостоверения на рационализаторское предложение и авторского вознаграждения за использование рацпредложения, формирование опыта рационализаторской (изобретательской) деятельности.
Лит.: Актуальные вопросы научно-технического творчества молодежи / Под ред. Г.А. Халемского. – Л., 1981; Батышев С.Я. Подготовка рабочих в средних профессиональнотехнических училищах. – М., 1988; Варнакова Е.Д. Развитие творческого мышления рабочего в коллективной рационализаторской деятельности. – М., 1974; Новые подходы к развитию рационализации и изобретательства в системе профтехобразования / Под ред. Г.А. Халемского. – СПб., 1992; Формирование у молодежи творческого отношения к труду в условиях средних школ, профтехучилищ и предприятий / Под ред. Е.Д. Варнаковой и В.Д. Путилина. – Л., 1978;
Е.Д. Варнакова, М.Б. Яковлева

Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.