ШКОЛА мяча школа мячиков

Найдено 1 определение
"ШКОЛА мяча" "школа мячиков"
игра, заключающаяся в последовательном выполнении различных упражнений (приемов) с мячиком.
О 1940–1944 гг.: «Ещё в наше время была игра “Школа мяча”. Как мы ее любили! Мы играли во дворе, у стенки без окон. Было десять положений рук, из которых отбивался мяч: верхние ладошки, нижние ладошки, корзиночка, кулачки, лодочка, пальчики, обратная лодочка, блинчики (правый и левый). А завершался цикл двумя коронными ударами: сначала – головой, потом – коленкой. Обычно договаривались играть до какогонибудь счета. Например, до счета “десять”. Бросался жребий. Кто-то начинал – бросал мяч в стенку, чтобы тот отскочил, и начинал отбивать. Сначала отбивали мяч по одному разу из каждого положения: отскок от стенки – ладошки, отскок – корзиночка, отскок – кулачки. Отбивать нужно было без всяких пауз, без промежуточной ловли мяча. Закончился цикл переходили к счету “два”: два удара по мячу из положения “верхние ладошки”, два удара из положения “нижние ладошки” и т. д. В завершение – удар коленкой и головкой. Эти удары не множились. И так далее – до счета “десять”. Если во время цикла мяч упал, право отбивать передавали след. игроку. Когда мяч к тебе возвращался, ты начинал цикл с того счета, на котором потерпел неудачу: например, со счета “три” или “пять”. А побеждал тот, кто первым сумел отбить мяч по десять раз из каждого положения. Играли мы часами. Это было настоящее искусство! Ведь были ещё степени усложнения игры – “с хлопушками”, с “поворотом”, “одной рукой”. Кидаешь мяч об стенку и, прежде чем его отбить, хлопаешь в ладоши. Или, пока мяч летит, нужно вокруг себя повернуться и только после этого стукнуть по мячу. Среди нас были такие, кто, перед тем как отбить мяч, мог и хлопнуть, и повернуться. Вот такие виртуозы! Конечно, для моих детей из детского сада [в 1960-е гг.] эти вершины были недостижимыми. Во-первых, они были маловаты – ещё не достигли того возраста, в котором мы блистали в “Школе мяча”. Но главное – во дворах в эту игру в их время уже не играли… Рассказала Маргарита Австрияник (год рождения 1933-й)» (Австрияник, 2007–1, 3).
О перв. пол. 1950-х гг.: «Дети IV–V классов. Большой интерес проявляют дети этого возраста к играм на соревнование в ловкости, в силе. Так, напр., популярны игры “Скакалка”, “Школа мяча”, требующие точности движений, ловкости, меткости» (ВВВР, 1955, 224).
О середине 1950-х гг.: «Катя Пастушкова шла по бульвару. Почти не глядя, она хлопала по мячу. Мячик прыгал между Катиной рукой и землей, будто на невидимой резинке. Но главное – мяч каждый раз падал только на солнечные пятна и ни разу на тень. А это было очень трудно, потому что ветер шевелил листья и пятна на дорожке двигались. Это считалось высоким классом “школы мячиков”. “Триста пять, триста шесть, триста семь...” – шептала Катя при каждом ударе. И по этому можно было судить, как много она прошла, как хорошо умела считать и как прекрасно играла в “школу мячиков”. Никто из девочек не мог победить Катю – ни во дворе, ни на их улице. И, победив всех, Катя вышла на другую улицу, где её еще не знали. У дерева Катя остановилась. “Через спинку!” – строго сказала она себе, но так, чтобы слышали няньки на скамейках. И семь раз поймала мяч через спинку от дерева, и не просто так, а с поворотами. Конечно, на нее с восхищением смотрели все: и дворник, который поливал дорожки, и старушка на скамейке, и дети, которые возились в песке. Она пошла дальше, отбивая мяч то правой, то левой рукой» (Гернет, Ягдфельд, [1957] 1959, 5–6).
О середине 1960-х гг.: «Старшие дети создали своеобразную “школу мяча”: бросить мяч вверх или на землю, ударить о стену и поймать, сделав предварительно хлопок перед собой, за спиной, по коленям, под поднятой ногой; отбивать мяч о стену или о землю, не роняя его как можно дольше» (Вавилова, 1968, 25).
О 1990-х гг.: Из книги М.В. Осориной «Секретный мир детства»: «Моя ученица психолог Н.Г. Путятова занималась картографированием мест игр и развлечений детей одного из кварталов в центре Петербурга. Оказалось, что когда дети младшего шк. возраста выходят гулять, то они склонны группироваться в однополые компании, которые располагаются неподалеку друг от друга, но отдельно, и играют там в свои игры, например девочки – в “школу мячиков”, а мальчики – в “ножички”… Кроме того, у детей существуют излюбленные места для определенных игр: у глухой стены удобно играть в “школу мячиков”…» (Осорина, 1999, 73).

Источник: Энциклопедический словарь русского детства В двух томах.