ШКОЛА И ПРОИЗВОДСТВО

Найдено 1 определение
ШКОЛА И ПРОИЗВОДСТВО
. Между ними всегда была и есть определенная связь. Это два аспекта. Первый – учет потребностей производства в работниках, требований к уровню их подготовки при определении целей и содержания школьного образования. Второй – помощь, участие производства в работе школы по обучению и воспитанию учащихся, их подготовке к труду. Первые шаги на пути ее решения связаны с промышленным переворотом, переходом от ручного труда к машинному производству. Различные страны пережили промышленный переворот в разное время – Россия во второй половине ХIХ в. после отмены крепостного права в 1861 г. Под влиянием перемен Министерство народного просвещения России разработало к 1884 г. «Проект общего нормального плана промышленного образования в России», предусматривающего, в частности, введение в общеобразовательной школе ручного труда в качестве самостоятельного предмета.
Наряду с педагогическими целями ставились утилитарные – содействие развитию промыслов и подготовке промышленных рабочих «с верным глазом и ловкой рукой». Широкий размах приобрели попытки решения проблемы «школа и производство» в Советской России, затем в СССР в 20–30-х гг. Начавшиеся в конце 20-х гг. индустриализация и коллективизация вызвали необходимость в усилении роли школы в расширении и улучшении подготовки кадров для народного хозяйства. В центр внимания школы была поставлена политехнизация подготовки учащихся, хотя существовала, но была отвергнута и другая точка зрения, суть которой состояла в том, что школа должна «врастать» в производство, постепенно сливаясь с ним. I Всероссийский политехнический съезд (1930) принял решение о введении в учебные планы курса основ производства, организации при школах мастерских и рабочих комнат, прикреплении школ к ближайшим предприятиям или коллективным хозяйствам, изучении ряда предметов в связи с «материнским» производством. Из-за непродуманности многих начинаний, отсутствия возможностей для создания материальной и кадровой базы реализовать идею трудовой политехнической школы, тесно связанной с производством, в то время не удалось. Более результативными оказались 50–80-е гг.
Этот период, особенно первая его половина, характеризовался быстрыми темпами восстановления (послевоенные 10–15 лет) и развития народного хозяйства. Данное обстоятельство, а также большие людские потери в Великой Отечественной войне обусловили повышение значения подрастающих поколений как источника пополнения трудовых ресурсов. Возникла задача поднять роль школы в подготовке молодежи к квалифицированному труду, прежде всего в материальном производстве. Решалась она двумя путями: первый – переход ко всеобщему среднему образованию, второй – развитие школы как трудовой, политехнической. Прежде всего следует выделить принятый Верховным Советом СССР в 1958 г. «Закон об укреплении связи школы с жизнью и дальнейшем развитии системы народного образования в СССР», потребовавшим соединить обучение основам наук, политехническое образование с общественно полезным, производительным трудом, предусматривающим введение производственного (профессионального) обучения учащихся IX–XI классов. Предложено было разработать и принять меры по обеспечению участия предприятий и организаций народного хозяйства в трудовой подготовке школьников. По ряду объективных и субъективных причин Закон 1958 г. был выполнен не полностью, в 1966 г. обязательное производственное обучение отменили. Но школа осталась трудовой, политехнической, ее сближение с производством продолжалось. В 1984 г. на этом пути в рамках реформы школы был сделан еще один крупный шаг – руководство страны приняло постановление «Об улучшении трудового воспитания, обучения, профессиональной ориентации школьников и организации их общественно полезного, производительного труда». Снова вводилась обязательная профессиональная подготовка (с VIII класса), снова были предусмотрены меры по повышению роли предприятий и организаций народного хозяйства в трудовом обучении и воспитании учащихся. В целом расширяющееся участие производства в трудовой подготовке школьников стало одним из важнейших факторов ее развития в 50–80-х гг.
Начавшееся с шефской помощи в создании школьных учебных мастерских, учебно-опытных участков, в организации трудовой практики, экскурсий на производство, это участие становилось все более разносторонним, активным и постоянным. Оно расширялось не только в результате указаний сверху, но и в силу заинтересованности многих предприятий и организаций в кадровом пополнении, а нередко и в непосредственной трудовой помощи школьников. Благодаря сотрудничеству школ, органов народного образования и предприятий, колхозов и совхозов в середине 50-х гг. возникло, затембыстро разраставшееся, движение ученических производственных бригад, других трудовых объединений школьников, в 60-х гг. появились первые межшкольные учебно- производственные комбинаты, ставшие позднее массовой и наиболее эффективной формой организации трудовой подготовки старшеклассников. Росло количество учебных цехов и участков предприятий.
Участие производства в трудовой подготовке школьников не ограничивалось вкладом в создание учебно-материальной базы, выделением специалистов для обучения и организации производительного труда школьников. Участие специалистов в разработке учебных программ, непосредственно в трудовой подготовке учащихся способствовало повышению ее уровня. Многие производственные коллективы положительно влияли на нравственно-трудовое воспитание подростков. Укреплению сотрудничества школы и производства содействовало его юридическое оформление. В соответствии с постановлением Совмина СССР за всеми средними (1977 и 1978 гг.) и неполными средними (1984) школами закреплялись базовые предприятия. Для координации усилий школы, производства, профтехобразования, общественности по трудовой подготовке школьников в 1978 г. был создан при Минпросе СССР Межведомственный методический совет по профориентации молодежи. Его председателем был министр просвещения, а членами являлись руководящие работники многих министерств и ведомств, общественных организаций. С середины 80-х гг. в подразделениях большинства союзных министерств и комитетов, ведающих подготовкой кадров, на одного из специалистов была возложена обязанность заниматься вопросами трудовой подготовки школьников, участвовать в организации разработки учебных программ, направлять и контролировать деятельность базовых предприятий и др. В 70–80 гг. сложилась практика принятия Минпросом СССР и отраслевыми министерствами совместных приказов, других документов, в которых оценивались итоги сотрудничества школ и базовых предприятий, давались рекомендации по его углублению.
К 1987 г. за школами было закреплено около 80 тыс. базовых предприятий. Трудовой подготовкой школьников, организацией их общественно полезного, производительного труда было занято свыше 10 тыс. работников производства. Сотрудничество давало положительные плоды, хотя и были недостатки, обусловленные формальным отношением к своим обязанностям части базовых предприятий, отсутствием педагогической подготовки у большинства производственников, участвующих в трудовой подготовке школьников.
С конца 80-х гг. сотрудничество стало ослабевать и постепенно сошло почти на нет. Институт базовых предприятий школ перестал существовать. Мнение о том, что все это так и должно быть в связи со взятым курсом на рыночную экономику, неверно – в развитых странах с подобной экономикой сотрудничество школы с производством проявляется в самых разных формах. Главная причина – в глубоком падении производства. По мере преодоления кризиса потребность народного хозяйства в кадрах будет расти, что неминуемо приведет к необходимости с учетом новых социально- экономических реалий снова решать проблему «школа и производство», опираясь на накопленный опыт и идею опережающего образования.
Данный опыт показывает, в частности, что сотрудничество школы и производства было успешным в первую очередь благодаря поддержке государства.
В ряде документов содержались положения, определяющие цели трудовой подготовки, стратегию ее развития. Главные из них: укрепление связи школы с жизнью, практикой, производством; подход к трудовой подготовке как к средству удовлетворения потребности народного хозяйства в трудовых ресурсах и одновременно как к важнейшему фактору общего развития личности. Формулировались вытекающие из этих принципиальных положений требования педагогического и организационного характера: развивать общеобразовательную школу как трудовую, политехническую; связывать обучение основам наук, политехническое образование с общественно полезным, производительным трудом; вести трудовую подготовку как систему учебно-воспитательной работы, осуществляемой по ряду направлений и в различной форме; использовать ее для экономического образования и воспитания учащихся; готовить их к труду при активном участии предприятий и организаций народного хозяйства.
В соответствии с конкретными мерами, предусмотренными в решениях центральных органов власти, в течение 50–80-х гг. велась масштабная и систематическая работа по развитию научно-теоретической основы, учебно-методического, учебно-материального икадрового обеспечения трудового обучения и воспитания школьников, по расширению подготовки учителей труда, углублению сотрудничества школы и производства, профтехобразования, распространению передового опыта, по пропаганде идей трудовой, политехнической школы среди педагогической, родительской, вообще широкой общественности.
Главным проводником политики государственной поддержки трудовой подготовки школьников в 1965–1988 гг. был Минпрос СССР. Постоянную и активную помощь школе в деле трудового обучения и воспитания учащихся оказывали местные органы власти – от республиканских до районных. В 90-х гг. поддержка со стороны центрального и местного руководства резко ослабла не только по объективным причинам, связанным с экономическим, кризисом, но и из-за серьезной недооценки значения школьного этапа подготовки подрастающего поколения к практической деятельности как для становления личности, так и для перспектив социально-экономического развития общества.
Лит.: Аверичев Ю.П. Укрепить сотрудничество школ и базовых предприятий // Школа и производство. 1979. № 12; Укрепление сотрудничества школ и производства – главное условие улучшения трудовой подготовки школьников // Социалистический труд. 1984. № 6; Школа и современное производство // Советская педагогика. 1986. № 6.
Ю.П. Аверичев

Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.