ШКОЛА ФАБРИЧНО-ЗАВОДСКОГО УЧЕНИЧЕСТВА(ФЗУ) ШКОЛА ФАБЗАВУЧА

Найдено 1 определение
ШКОЛА ФАБРИЧНО-ЗАВОДСКОГО УЧЕНИЧЕСТВА(ФЗУ) ШКОЛА ФАБЗАВУЧА
основной тип профессионально-технической школы, действовавший в СССР в 1918–1940 гг. Первые Ш. ФЗУ возникли как форма реорганизации ремесленного ученичества рабочих-подростков и школ-клубов рабочей молодежи. Они создавались как учебные заведения при предприятиях, а учащиеся зачислялись учениками по низшим разрядам. В 1921 г. Союзом металлистов было принято первое «Положение о заводском ученичестве металлообрабатывающей промышленности». В Ш. ФЗУ принимались подростки 14–18 лет, имеющие образование примерно в объеме школы I ступени. Сроки обучения в Ш. ФЗУ 20-х
– начала 30-х гг. колебались от 4 до 2 лет. Учебные планы предусматривали большой перечень общетехнических (общая технология, черчение, машиноведение, механика, материаловедение, организация производства и др.), специальных (спецтехнологии, спецкурсы) и общеобразовательных дисциплин. На производственное обучение отводилосьот 40 до 60% учебного времени. Ш. ФЗУ рассматривались как формы классового воспитания пролетариата, прием представителей других социальных групп был строго ограничен. В 1922 г. Ш. ФЗУ были включены в систему народного образования РСФСР как разновидность общеобразовательной школы, дающая одновременно профессиональную подготовку и общее образование и позволяющая продолжать обучение в школах II ступени, техникумах или на рабфаках. Вокруг Ш. ФЗУ возникла широкая полемика по вопросу о том, какие задачи должна решать профессионально-техническая школа, явялется ли ее функцией общеобразовательная подготовка, какими должны быть сроки обучения (А.К. Гастев, Н.К. Крупская, А.В. Луначарский и др.). Упреки вызывала широкая программа подготовки рабочих. Перевод части Ш. ФЗУ на базу 7-летки позволил сократить сроки обучения и объем общего образования. Произошла дифференциация учебных заведений по задачам и срокам обучения: школа ученичества массовых профессий (ШУМП), Ш. ФЗУ по подготовке рабочих-универсалов средней квалификации, Ш. ФЗУ для обучения высоковалифицированных рабочих-установщиков. Ш. ФЗУ стали массовой формой подготовки квалифицированных рабочих. Если в 1923/1924 учебном году было 789 Ш. ФЗУ и 60 тыс. учащихся, то в 1932/1933 было соответственно 3900 школ и 958,9 тыс. учащихся.
Возникший в начале 30-х гг. кризис рабочей силы привел к децентрализации управления и к передаче Ш. ФЗУ в ведение ведомств, резкому сокращению сроков обучения (до 6 месяцев) и узкой специализации Ш. ФЗУ, ликвидации общеобразовательного цикла.
Однако к 1935 г. стала очевидна непродуманность этих мер и первым шагом стало увеличение сроков обучения до двух, а в ряде случаев до трех лет, и расширение учебных планов и программ. За 1920–1940 гг. Ш. ФЗУ подготовили около 3 млн квалифицированных рабочих. К концу 30-х гг. стало очевидно, что в условиях форсированной индустриализации, централизации экономики и реальной угрозы войны, нехватки квалифицированных рабочих существующая система профессионально- технического образования требует коренной перестройки. В 1940 г. была создана система Государственных трудовых резервов. Около 900 Ш. ФЗУ, обслуживающих основные отрасли народного хозяйства, были преобразованы в ремесленные и железнодорожные училища или школы фабрично-заводского обучения. Ш. ФЗУ оставались лишь на предприятиях легкой, пищевой, местной промышленности, подготавливая ежегодно около
100 тыс. рабочих. В 1960–1963 гг. в соответствии с законом «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР» (1958) большая часть Ш. ФЗУ была преобразована в профессионально-технические училища.
Лит.: Нечаев Н.В. Десять лет фабзавуча. – М., 1931; Осовский Е.Г. Развитие теории профессионально-технического образования в СССР. 1917–1940. – М., 1981.
Е.Г. Осовский

Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.