ШКЛЯР Аркадий Хононович

Найдено 1 определение
ШКЛЯР Аркадий Хононович
родился 1 декабря 1949 г. в г. Минске. После окончания Белорусского политехнического института (1972) служил в Вооруженных силах Республики Беларусь.
С 1974 г. работает в системе профессионально-технического образования в качестве преподавателя специальных дисциплин, мастера производственного обучения, старшего мастера, заместителя директора по учебно-производственной работе, а с 1983 г. – директор профессионально-технического училища, в 1989 г. переименованного в высшее профессиональное училище № 1, а в 1992 г. реорганизованного в Высшее техническое училище. С 1992 г. – ректор Республиканского института профессионального образования.
Кандидат педагогических наук (1994), доцент (1996), доктор педагогических наук (1997).
Шкляр А.Х. награжден знаком «Отличник профтехобразования СССР», Почетной грамотой Министерства народного образования БССР. Член Президиума, член-корреспондент Белорусской академии образования. В 1995–1997 гг. – руководитель рабочей группы экспертов Европейского фонда образования (Турин, Италия).
Шкляр А.Х. является учеником действительного члена Российской академии образования А.П. Беляевой и принадлежит к ее научной школе.
Под руководством Шкляра А.Х. создана и реализована система подготовки кадров по схеме «ПТУ–техникум–вуз». Результаты этой работы легли в основу широкого распространения в странах СНГ интегрированных многоуровневых учебных заведений непрерывного профессионального образования.
Осуществляет научные исследования по проблемам непрерывного профессионального образования. Шкляром А.Х. предложена авторская концепция развития профессионального образования в Республике Беларусь, ориентированная на запросы личности и работодателя, выявлены организационно-педагогические условия построения системы непрерывного профессионального образования в интегративных структурах профессиональной школы; определены основные социально-экономические и педагогические построения модели производственного обучения в условиях непрерывного профессионального образования в интегративных структурах профессиональной школы.
Обоснованы и разработаны модель организационно-управленческой структуры учебного заведения нового типа, комплекс организационно-педагогических требований и функций, регламентирующих взаимодействие основных структурных подразделений Высшего технического училища, в том числе производственных мастерских; разработаны методики и способы отбора содержания и конструирования процесса производственного обучения в стадийной многоуровневой структуре учебного процесса; обоснованы новые критерии оценки качества и поэтапной аттестации профессиональной подготовки специалистов на стадиях обучения рабочим профессиям и специальностям техника и инженера и т. д.
Ученый возглавляет разработку научно-исследовательских проектов, связанных с созданием в Республике Беларусь системы непрерывного профессионального образования, а также разработку проекта Закона о профессиональном образовании.
Соч.: Непрерывное профессиональное образование в интегративных структурах профессиональной школы (теория и практика). – Минск, 1995; Педагогическая система производственного обучения в условиях многоуровневой подготовки. – Минск, 1997;Методологические подходы к исследованию подготовки работающего и безработного населения. – Минск, 1996. – (В соавт.); Подготовка кадров для малого предпринимательства. – Минск, 1997. – (В соавт.).

Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.