ШИШКОВ Александр Семенович

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

Александр Семенович Шишков
министр с 1824 по 1828 г. Готовил коренную реформу народного образования. Утверждал приоритет воспитания над обучением, которое должно сообразовываться с потребностью в «науках» каждого сословия. Выдвинул идею «русского воспитания», которое понимал как формирование религиозного чувства любви к Отечеству и православию, приверженности таким «русским» ценностям, как кротость, послушание, милосердие, гостеприимство.

Источник: История образования и педагогической мысли

ШИШКОВ Александр Семенович
1754-1841) — государственный деятель, ученый-филолог, писатель. Адмирал, возглавлял Комитет для издания собраний, касающихся до кораблестроения и прочего (1799-1804) и Адмиралтейский департамент (1805-27). Гос. секретарь (1812-13), президент Рос. академии (1813-41). Министр народного просвещения (1824-28); поч. ч. Петербургской АН (1800). В своих педагогических воззрениях Ш. опирался на категории страсти, разума, веры. Страсти - источник человеческой деятельности, как положительной, так и отрицательной; разум без веры сдержать их не в силах; вера сдерживает страсти, а если они побеждают, то оставляет надежду на спасение и исправление. Гл. внимание Ш. уделял нравственному развитию личности и религиозному воспитанию как его основе. В ходе полемики начала 19 в. о путях развития русского языка и культуры Ш. выдвинул идею "русского воспитания", которое понимал как формирование религиозного чувства любви к отечеству и православию, приверженности таким "русским" ценностям, как послушание, кротость, милосердие, гостеприимство. С целью поощрения отечественной словесности и литературно-языковой подготовки начинающих авторов создал литературное объединение "Беседа любителей русского слова" (1811-16). Литературу Ш. считал важнейшим средством воспитания; считал необходимым создание отечественной литературы для детей и юношества. Ему принадлежит переложение "Детской библиотеки" Й.Г. Кампе (изд. в 1783-85). Ш. способствовал изданию детских произведений мн. отечественных писателей. На посту министра народного просвещения готовил коренную реформу учебной системы. Не разделяя представлений о необходимости всеобщей грамотности, Ш. утверждал приоритет воспитания над обучением, которое должно сообразоваться с потребностями в "науках" каждого сословия. Отвергая частное образование, предусматривал создание закрытых дворянских пансионов. Под руководством Ш. был разработан Устав гимназий, уездных и приходских училищ, ориентировавший каждый разряд школ на определенную социальную группу (утвержден в 1828). Противник энциклопедизма, Ш. признавал политические науки и философию "вредными для юношества", отдавая предпочтение основательному изучению дисциплин, составляющих классическое образование. Обращаясь к детям, изложил свои филологические и педагогические взгляды в "Разговорах старца с юною девицею".

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

ШИШКОВ Александр Семенович
9(20).3.1754 - 9(21).4.1841, Петербург], гос. деятель, ученый-филолог, писатель. Окончил Морской кадетский корпус (1771), позже был воспитателем, а с 1779 преподавал мор. тактику. Адмирал, возглавлял Комитет для издания собраний, касающихся до кораблестроения и прочего (1799—1804). и Адмиралтейский департамент (1805—27). Гос. секр. (1812- 1813), през. Рос. академии (1813—41). Министр нар. просвещения (1824—28); поч. чл. Петерб. АН (1800). В полит. взглядах придерживался консервативной ориентации; идеализировал патриархальный уклад допетровской Руси; свою деятельность стремился направить на сохранение нац. самобытности, гл. обр. в сфере культуры и образования.
В своих пед. воззрениях Ш. опирался на категории страсти, разума, веры. Страсти - источник человеческой деятельности, как положительной, так и отрицательной; разум без веры сдержать их не в силах; вера сдерживает страсти, а если они побеждают, то оставляет надежду на спасение и исправление. Гл. внимание Ш. уделял нравств. развитию личности и религ. воспитанию как его основе. Уверенный в изначальной склонности человека скорее к дурному, чем к хорошему, Ш. при этом считал, что пороки и преступления суть следствия «заблуждения, слабости и глупости». События Франц. революции кон. 18 в. привели к актуализации в полит., социальных и пед. взглядах Ш. патриотич. идей: Россия противопоставлялась Франции как страна, сохранившая в неприкосновенности христ. ценности; причины революции - преобладание разума над верой и, как следствие, развращение нравов; революция - преступление против морали; язык стал рассматриваться как основа нац. культуры и нравственности; заимствования из европейских (в первую очередь французского). языков могут способствовать утрате нац. самобытности, нравственности, падению существующих порядков. Т. о., вопрос о революции - вопрос воспитания, в т. ч. формирования языковой культуры. Эти идеи определили постоянный интерес Ш. к книгоиз-дат. и цензурной политике, а также направления его филол. деятельности.
В ходе полемики нач. 19 в. о путях развития рус. языка и культуры Ш. выдвинул идею «рус. воспитания», к-рое понимал как формирование религ. чувства любви к отечеству и православию, приверженности таким «русским» ценностям, как послушание, кротость, милосердие, гостеприимство. С целью поощрения отеч. словесности и лит.-языковой подготовки начинающих авторов создал лит. объединение «Беседа любителей рус. слова» (1811—16). Становление автора понимал прежде всего как восприятие им языковых и образных средств «славянской» (церк.-слав. и др.-рус.). литры и фольклора. Необходимые составляющие лит. труда - «чтение, размышление, упражнение».
Лит-ру Ш. рассматривал как важнейшее средство воспитания; считал необходимым создание отеч. лит-ры для детей и юношества. Ему принадлежит переложение «Дет. библиотеки» (Kleine Kinderbibliothek). И. Г. Кампе (вышло в 1783—85, неоднократно переиздавалось). «Библиотека» пользовалась популярностью вплоть до 20-х гг. 19 в. гл. обр. благодаря стихотворениям, к-рые были написаны от лица детей и отличались удачной передачей отд. психол. черт ребенка. В 1806—07 издал новый вариант «Дет. библиотеки» - «Собрание дет. повестей»; в нем снята фамилия Кампе, опущено указание на перевод, включены «оптими-стич.» песни простолюдинов и рассказы-были о возможности для них достичь благосостояния честностью и добросовестным выполнением своих обязанностей, расширен жанрово-стилистич. спектр произведений. Ш. способствовал изданию дет. произведений Б . М. Федорова, А. О. Ишимовой и А. П. Зонтаг.
В 1815 выступил с проектом цензурной реформы, предусматривавшим активное влияние нравств., духовной и полит. цензуры на словесность. Проект лег в основу цензурного (т. н. чугунного). устава 1826, к-рый в апр. 1828 (перед отставкой Ш.). был заменен другим, более мягким.
На посту министра нар. просвещения Ш. готовил при поддержке архимандрита Фотия коренную реформу уч. системы, к-рая была подчинена идеям воспитания «в благоговении к Богу, в преданности к Государю и Отечеству, в любви к правде, в чувстве чести и человеколюбия». Не разделяя представлений о необходимости всеобщей грамотности, Ш. утверждал приоритет воспитания над обучением, к-рое должно сообразоваться с потребностями в «науках» каждого сословия. Отвергая частное образование, предусматривал создание закрытых дворянских пансионов. Реформа предполагала ревизию и унификацию действовавшего уч. законодательства (в т. ч. уставов уч. заведений), программ, пособий, усиление цензуры и надзора за уч. работой и учащимися. Под руководством Ш. был выработан Устав гимназий, уездных и приходских уч-щ, ориентировавший каждый разряд школ на определенную социальную группу, сокращение числа уч. предметов (утвержден Гос. советом в 1828). Противник энциклопедизма, Ш. признавал полит. науки и философию «вредными» для юношества, отдавая предпочтение основат. изучению дисциплин, составляющих классическое образование. Предлагал ввести в уч. курс гимназий церк.-слав. язык, рассчитывая усилить уважение к православным традициям. Выступал за отмену выборности ректоров ун-тов, расширение прав попечителей, уничтожение училищных комитетов при ун-тах, усиление власти директоров и смотрителей нар. уч-щ. Принимал меры к открытию кафедр слав, языков при унтах.
Обращаясь к детям, изложил свои филол. и пед. взгляды в «Разговорах старца с юною девицею». Создал уч. книги - перевод «Морского иск-ва» Ш. Ромма (1792—93). и «Треязычный морской словарь» (1795).

Источник: Российская педагогическая энциклопедия