ШЕВАРЁВ Петр Алексеевич

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

ШЕВАРЁВ Петр Алексеевич
1892-1972) — психолог, член-корреспондент АПН РСФСР (1950). Преподавал в различных вузах. С 1931 в Институте психологии в Москве (зав. отделом общей психологии, 1947-55; заместитель директора по научной работе, 1958-61). Разрабатывал широкий круг вопросов общей и педагогической психологии. Исследовал познавательные процессы, гл. о. восприятие; совместно с Б.М. Тепловым разработал специальный курс цветоведения для архитектурных вузов. Под руководством Ш. проведены исследования психологических основ преподавания ряда учебных предметов в школе, по формированию у детей понятий и интеллектуальных навыков. Выделил и изучил особый вид ассоциаций, т.н. обобщенные связи, и на этой основе разработал психологические рекомендации по созданию программ школьного обучения и учебных пособий.

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

ШЕВАРЁВ Петр Алексеевич
29.6(11.7).1892, Рязань, - 6.9.1972, Москва], психолог, ч.-к. АПН РСФСР. (1950); д-р пед. наук, проф. После окончания ист.-филол. ф-та Моск. ун-та (1915). оставлен на кафедре психологии для приготовления к званию профессора; одновременно преподавал в ср. уч. заведениях Москвы. В 1919—20 преподаватель психологии в Тамбовском ун-те. В 1921—23 работал в Психол. ин-те при МГУ. В 1923—25 педагог-психолог При-емно-наблюдат. пункта для беспризорных детей; одновременно преподавал в Академии социального воспитания, на Высш. пед. курсах при МВТУ. С 1931 в Ин-те психологии в Москве (зав. отделом общей психологии, 1947—55; зам. директора по науч. работе, 1958—61); одновременно преподавал в МОПИ, Воен.-юрид. академии и др.
Разрабатывал широкий круг вопросов общей и пед. психологии. Проводил экс-перим. исследования познават. процессов, гл. обр. восприятия, на основе к-рых им совм. с Б. М. Тепловым разработан спец. курс цветоведения для архитектурных вузов. Под руководством Ш. проведены исследования психол. основ преподавания ряда уч. предметов в школе, по формированию у детей понятий и интеллектуальных навыков. Особое внимание уделял формированию матем., в частности алгебраич., навыков. Установил нек-рые существ, закономерности в области мышления. Выделил и изучил особый вид ассоциаций, т. н. обобщенные связи, показав их принципиальную роль в разных видах уч. деятельности. На этой основе разрабатывал психол. рекомендации по созданию программ шк. обучения и уч. пособий.
Соч.: К вопросу о природе алгебраич. навыков, «УЗ Гос. ин-та психологии», 1941, т. 2; Опыт психол. анализа алгебраич. ошибок, ИАПН РСФСР, 1946, в. 3; Психология. Уч. пособие, М., 1946 (соавт.); Обобщенные ассоциации в уч. работе школьника, М., 1959; О роли ассоциаций в процессе мышления, в сб.: Исследования мышления в сов. психологии, М., 1966.

Источник: Российская педагогическая энциклопедия