ШЕВАРНАДЗЕ Иппократ Амвросович

Найдено 1 определение
ШЕВАРНАДЗЕ Иппократ Амвросович
(1917–1978) родился в с. Мамати, в Грузии, где провел детство и отрочество.
Свою трудовую деятельность Шеварнадзе И.А. начинает после окончания техникума на чайной фабрике мастером. С 1937 г. – на комсомольской работе в г. Ланчхути инструктором, заведующим отделом, секретарем райкома комсомола.
В годы Великой Отечественной Войны – в рядах Советской Армии. После демобилизации в 1948 г. Шеварнадзе И.А. с отличием заканчивает высшую партийную школу и затем исторический факультет Государственного Грузинского университета.
Работает секретарем райкома партии в г. Тбилиси, в аппарате ЦК КП Грузии, с 1963 г.
– секретарь горкома партии г. Тбилиси.С 1972 г. Шеварнадзе И.М. возглавил Государственный Комитет профессионально- технического образования Грузии, где проработал до конца своей жизни, использовав свой богатый опыт работы с людьми разных профессий. В своей практической деятельности опирался на теоретические разработки российский ученых: С.Я. Батышева, Н.И. Думченко, О.Ф. Федоровой, П.Р. Атутова, М.И. Махмутова и др. Вместе с тем не отвергал и изыскания зарубежных ученых, считая возможным использовать немецкую дуальную систему в практике работы грузинских профессиональных учебных заведений (см. Профессиональное образование за рубежом). В своей теоретической концепции Шеварнадзе И.А. выдвинул несколько принципов построения своей системы: актуализация принципа человеческого фактора; рассмотрение профессионализма как средства для улучшения качества жизни – внедряя зачатки предпринимательской деятельности в процессе реализации продукции ПТУ; научность профессиональной подготовки посредством связи культуры и техники, с соблюдением моральных, этических, экологических норм сосуществования в обществе (развитие спорта, творчества, восстановление исторических памятников культуры, возрождение традиционных народных промыслов в аспекте для семьи, для общества, для себя); связи с научными и профессиональными центрами на республиканском, союзном и международном уровне.
Претворяя в жизнь указанные принципы, Шеварнадзе И.А. перестроил материальную базу профтехобразования, улучшил подбор, обучение, переподготовку преподавательских кадров. Принципиально новый подход к человеку обусловил тот поток интеллигенции, которая пришла на работу в ПТУ. Научно-методический Совет того времени в своем составе активными членами имел академиков, профессоров, видных деятелей искусства и практиков-производственников. И сегодня программа перестройки системы ПТО Грузии разрабатывается с учетом его богатого опыта и рекомендаций. Вместе с тем его требовательность и принципиальность никогда не роняли человеческого достоинства. «Бог наградил» его свойством бережного отношения к людям. Память его хранила даже незначительные успехи, самоотверженность и преданность других людей, своих сослуживцев и учеников. Этим было обусловлено возрождение и расцвет системы, повышение престижности в 1972–1978 гг. А также несомненно и личностью Шеварнадзе И.А., его авторитетом, профессионализмом и кристальной честностью. А знания и опыт были накоплены им с детства, поэтому он четко определил цели и задачи системы, положив в основу принцип, что труд с «малолетства самым естественным путем вовлекает человека в круг повседневных забот и без понуканий приучает его к разумной и осмысленной деятельности. Результат всегда перед глазами, вот он, можешь взять его в руки».
Невольно приходит на память ответ Ж.Ж. Руссо на слова возмущенной матери – «Как? Вы учите ремеслу моего сына? Ведь он будущий лорд!» – «Я хочу дать Вашему сыну нечто большее, чем титул, который он может потерять, – я учу его профессии, ремеслу, которое всегда будет с ним».
Именно так мыслил, жил, работал и учил подрастающее поколение Шеварнадзе И.А. За свою безупречную работу он был награжден орденами и медалями СССР, неоднократно избирался депутатом Верховного Совета Грузии, депутатом городских и районных Советов. В годовщину его 80-летия (в 1997 г.) профессионально-техническое училище №
18 г. Тбилиси названо его именем.

Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.