ШАДРИКОВ Владимир Дмитриевич

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

ШАДРИКОВ Владимир Дмитриевич
р. 1939) — д-р психологических наук (1977), профессор (1978), один из членов-учредителей и действительный член РАО (1990; Отделение психологии и возрастной физиологии), с 1996 заместитель министра образования РФ (в 1985-87 заместитель министра просвещения СССР, в 1987-91 первый заместитель председателя Гособразования СССР - министр СССР, с 1991 заместитель председателя Госкомитета РФ по высшему образованию).

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

ШАДРИКОВ Владимир Дмитриевич
р 18 11 1939, г. Рыбинск Ярославской обл), психолог и педагог, деятель образования, один из учредителей (1992). и акад РАО (акад АПН СССР. с 1990), дер психол наук (1977), проф. (1978). Окончил физ. -мат ф-т Ярославского пед. ин-та им К Д Ушинского (1962). На пед. работе с 1962, с 1970 преподавал в Ярославском ун-те (в 1976—82 проректор). Ректор Ярославского пед. ин-та (1982—85). С 1985 в Москве зам министра просвещения СССР. (1985—87), первый зам пред Гособразования СССР. - министр СССР. (1987—91), зам пред Госкомитета Рос Федерации по высш. образованию (с 1991). С сент 1996 первый зам министра общего и проф. образования Рос Федерации
В трудах по общей и пед. психологии разработал теорию освоения профессии как процесса формирования психол функциональной системы деятельности Выявил ее компонентный состав и закономерности генеза, указал на неаддитивность ее структурных элементов, а также на оперативность и неравномерность их развития
Опираясь на идеи Л. С. Выготского, П. К. Анохина, Б. Г. Ананьева и на экс-перим. работы, предложил рассматривать способности как свойства функциональных систем, реализующих отд. психич. функции. Последние имеют индивидуальную меру выраженности, проявляющуюся в успешности и качественном своеобразии освоения и осуществления деятельности. Предложенный подход открывает путь к решению проблемы соотношения задатков и способностей, позволяет определить место способностей в структуре психики и рассматривать их развитие с деятельностных позиций. Ш. разработаны осн. положения, позволяющие рассматривать развитие способностей через изменение функциональных и операционных механизмов. На этой основе Ш. предложены общие принципы диагностики способностей и обоснован «метод развертывания мнеми-ческой деятельности». Разрабатывает теоретич. проблемы образования, в их числе: взаимосвязи его общечеловеческой миссии и этнокультурной функции; принципы и пути индивидуализации содержания образования в условиях массовой школы (кн. «Философия образования и образовательные политики», 1993). и др.
На основе анализа универсальной и этнокультурной функций образования предложил принципы отбора содержания образования в федеративном гос-ве и индивидуально-ориентированного учебного плана.
Соч.: Психология производств, обучения, [ч. 1—2], Ярославль, 1974—76; Проблемы системогенеза проф. деятельности, М., 1982; Мнемические способности: развитие и диагностика, М., 1990 (соавт.); Деятельность и способности, М., 1994.

Источник: Российская педагогическая энциклопедия

ШАДРИКОВ Владимир Дмитриевич
родился 18 ноября 1939 г. в г. Рыбинске Ярославской области; психолог и педагог, академик Российской академии образования (1992).
Доктор психологических наук (1977), профессор (1978). Окончил физико-математический факультет Ярославского педагогического института им. К.Д. Ушинского (1962). Работал учителем, директором общеобразовательной школы, профессором, деканом, проректором Ярославского университета (1970–1982), ректором Ярославского педагогического института (1982–1985).
На основе принципов системного подхода и многолетних экспериментальных исследований разработал теорию профессионального обучения, в основе которой лежат представления об освоении профессии как процессе формирования психологической функциональной системы деятельности. Выявлен компонентный состав системы деятельности и закономерности системогенеза деятельности, к которым, прежде всего, относятся неаддитивность структурных компонентов системы, а также оперативность, неравномерность, гетерохронность и достаточность их развития.
Опираясь на идеи Л.С. Выготского, П.К. Анохина, Б.Г. Ананьева, Д.А. Ошанина и экспериментальные работы по развитию профессионально важных качеств, Шадриков В.Д. предложил рассматривать способности как свойства функциональных систем, реализующих отдельные психические функции, которые имеют индивидуальную меру выраженности, проявляющуюся в успешности и качественном своеобразии освоения и реализации деятельности. Предложенный подход открывает путь к решению проблемы соотношения задатков и способностей, общих и специальных способностей, позволяет рассматривать развитие способностей с позиции системогенеза деятельности, указывает место способностей в структуре психики.
Шадриков В.Д. экспериментально показал, что развитие способностей осуществляется через изменение функциональных и операционных механизмов. Особое место в развитии способностей отводится формированию у операционных механизмов черт оперативности. Этот процесс лежит в основе развития профессиональных способностей из общих способностей.
На основе теоретических положений о сущности способностей предложены общие принципы диагностики способностей и детально обосновывается метод диагностики мнемических способностей, который автор обозначает как «метод развертывания мнемической деятельности».
Шадриков В.Д. вводит в активный оборот понятие «духовные способности», раскрывает сущность этого понятия, определяет место духовных способностей в системе интеллектуальных качеств человека, показывает, что развитие способностей проходитчерез тройную детерминацию: первичную – средой развития, вторичную – требованиями деятельности, третичную – индивидуальными ценностями и смыслами.
В 1980–1990 гг. участвовал в организации общего среднего и высшего образования в России (1985–1987 гг. – заместитель министра просвещения СССР, 1987–1991 гг. – первый заместитель Председателя Гособразования СССР – министр СССР, 1991–1998 гг. – заместитель Председателя Госкомитета Российской Федерации по высшему образованию, первый заместитель министра общего и профессионального образования Российской Федерации).
Сформулировал и обосновал ряд теоретических положений о функциях общего среднего образования, прежде всего требования к педагогике личности, взаимосвязи универсальной, общечеловеческой миссии образования и его этнокультурной функции, принципы и пути индивидуализации содержания образования в условиях массовой общеобразовательной школы. Раскрыл истоки авторитарной педагогики и цели гуманистической педагогики, показал недостатки педагогического рационализма и необходимость перехода к педагогическому реализму. С нетрадиционных позиций поставил проблему формирования деидеологизированного мышления, свободы и ответственности учителя и ученика, гармонического развития личности. Особое место в философии образования уделил вопросам воспитания и развития.
На основе анализа универсальной и этнокультурной функций образования предложены принципы построения учебного плана и отбора содержания образования в федеративном государстве. Теоретические подходы к организации обучения реализованы в концепции индивидуально-ориентированного учебного плана.
Соч.: Психология производственного обучения. – Ярославль, 1974; 1976; Введение в психологическую теорию профессионального обучения. – Ярославль, 1981; Проблемы системогенеза профессиональной деятельности. – М., 1982; Мнемические способности: развитие и диагностика. – М., 1990. – (В соавт.); Философия образования и образовательная политики. – М., 1993; Психология деятельности и способности человека. – М., 1996; Духовные способности. – М., 1998.

Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.

Найдено научных статей по теме — 2

Читать PDF
85.10 кб

К 70-летию Владимира Дмитриевича шадрикова

Черемошкина Любовь Валерьевна
Читать PDF
80.88 кб

«ШАДРИКОВ ДЛЯ МЕНЯ…». К 75-летию Владимира Дмитриевича Шадрикова