ШАЦКИЙ Станислав Теофилович

Найдено 6 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ШАЦКИЙ Станислав Теофилович
(1878–1934) – известный педагог. Окончил Московский сельскохозяйственный институт. Педагогическую деятельность начал с 1905 г. среди детей и подростков рабочих окраин Москвы. Главным в формировании личности считал «социальную наследственность», понимая под ней нормы, традиции, обычаи, которые передаются из поколения в поколение. Совместно с А.У. Зеленко организовал внешкольное общество «Сетлемент», работал в обществе «Детский труд и отдых». Осуществил постановку внешкольной работы с детьми. Вместе с женой организовал в Калужской губернии летнюю трудовую колонию «Бодрая жизнь» (1911), создал Первую опытную станцию по народному образованию (1919), включающую детские сады и школы 1 и 2 ступени. Руководил Центральной экспериментальной педагогической лабораторией Наркомпроса РСФСР.

Источник: Социальная педагогика краткий словарь понятий и терминов. РГСУ. Москва

ШАЦКИЙ Станислав Теофилович
(1878–1934) – педагог. Наиболее яркий представитель концепции свободного воспитания. Из принципа самоценности личности вытекала направленность воспитания на сохранение и развитие «Я» ребенка, которое, по мнению Шацкого, особенно нуждается в поддержке, на выработку механизма защиты «Я» от разрушения, от возможности манипулирования детьми, их чувствами, волей, сознанием. Ребенок объявлялся самоцелью, а не средством к достижению какой-либо иной цели. Организовал и возглавил Первую опытную станцию по народному образованию, представляющую собой комплекс учебно-образовательных учреждений Наркомпроса. Важнейшей целью воспитания Шацкий считал проектирование процесса развития личности учащегося, что позволило бы от года к году расширять пространство его культуры, выдвигать перед ним все новые, усложняющиеся задачи, приучая до всего доходить самостоятельно.

Источник: Информация образование дидактика история методы и технологии обучения. Словарь ключевых понятий и определений. 2017

ШАЦКИЙ СТАНИСЛАВ ТЕОФИЛОВИЧ
(1878–1934),
педагог. Окончил отделение естественных наук физико- математического факультета Московского университета (1903). Создал первые в России клубы для детей и подростков рабочих окраин Москвы, летнии колонии. С 1909 г. руководил обществом “Детский труд и отдых”. В 1911 г. совместно с супругой В. Н. Шацкой организовал на общественных началах летнюю трудовую колонию “Бодрая жизнь”. В основу концепции легла идея организации “открытой” школы, центра воспитания детей в социальной среде. Эффективным средством организации свободного творческого взаимодействия ученика с учителем, коллективом и обществом считал самоуправление, способствующее развитию личности, усвоению общечеловеческих ценностей. Ядром школьной жизни считал эстетическое воспитание. Основные работы: “Бодрая жизнь” (1914), “Педагогические сочинения” (опубл. в 1962 г.).

Источник: Словарь психолого-педагогических понятий. Справочное пособие для студентов всех специальностей очной и заочной форм обучения.

ШАЦКИЙ Станислав Теофилович
1878-1934) — педагог. Педагогическую деятельность начал в 1905 с создания первых в России клубов для детей и подростков, летней колонии в Щелкове (близ Москвы). В 1906 организовал общество "Сетлемент" (совместно с А.У. Зеленко, Л.К. Шлегер и др.), которое в 1908 было закрыто полицией за пропаганду социализма среди детей, а сам Ш. арестован. С 1909 руководил обществом "Детский труд и отдых". В 1911 вместе с женой, В.Н. Шацкой, организовал летнюю трудовую колонию "Бодрая жизнь". В 1919-32 руководил работой 1-й Опытной станции по народному образованию НКП РСФСР. В 1932-34 директор Московской консерватории и Центральной педагогической лаборатории НКП РСФСР. Осн. место в творчестве Ш. занимала культурно-просветительная работа, прежде всего с детьми. Исследовал проблемы детского коллектива; содержание и методы работы с детьми изложил в монографии "Бодрая жизнь" (1914; совместно с Шацкой). Занимался дошкольной педагогикой. После 1917 Ш. развернул теоретическую и опытно-экспериментальную работу по созданию школы нового типа. Организовал научную школу, которую представляли Шацкая, Шлегер, А.А. Фортунатов, М.Н. Скаткин, Л.Н. Скаткин и др. Станция была комплексом научно-исследовательских учреждений, детских садов, школ, внешкольных учреждений для детей и культурно-просветительских организаций для взрослых, где на основе единой исследовательской программы разрабатывались и на практике проверялись формы и методы воспитания. В основу концепции Ш. легла идея "открытой" школы, центра воспитания детей в социальной среде. Организующим ядром школьной жизни Ш. считал эстетическое воспитание, которое охватывает весь мир прекрасного и в единстве с трудовым воспитанием выступает катализатором творческих потенций личности в коллективе. Ш. внес значительный вклад в разработку вопросов содержания образования в школе и повышения роли урока как осн. формы учебной работы. Под руководством Ш. были разработаны методы педагогического исследования - социально-педагогический эксперимент, наблюдение, опрос.

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

Станислав Теофилович Шацкий
1878 - 1934) - один из классиков советской педагогики. Родился в семье военного чиновника. Будучи разносторонне одаренным, учился в Московском университете, консерватории (прекрасно пел), сельхозакадемии (один из любимых учеников Тимирязева). В 1906 г. вместе с А. У. Зеленко организует в Москве общество «Сетлмент» для подготовки образованных творческих рабочих. После закрытия общества за «социалистические идеи» создает новое, «Детский труд и отдых», а в 1911г. колонию «Бодрая жизнь», где опробует идеи трудового, эстетического и умственного развития, формирования детского коллектива. Февральскую революция принял, Октябрьскую отверг. Но через два года согласился на предложения Наркомпроса сотрудничать. Создал Первую опытную станцию (1919), уникальное учреждение, куда входили ясли и детсады, 14 начальных школ, средние, школа-колония («Бодрая жизнь»), клуб-читальня. Станция занимала целый район в Калужской области. Деятельность станции высоко оценили в мире, ее посетил и восторженно о ней отозвался Д. Дьюи. Главное и новое, что внес в педагогику Шацкий, - исследование влияния среды на развитие ребенка, использование факторов социальной среды в воспитании. Шацкий прежде всего ставил вопрос о необходимости учета стихийных влияний (улицы, семьи) в противовес широкой массе педагогических исследований, сосредоточенных на организованном процессе. Вообще, по Шацкому, Дьюи, Холл и др. не правы, считая биологические механизмы развития основными в развитии. Главное - «социальная наследственность», эта эстафета норм, традиций, ценностей. Педагогическая работа с детьми определяется, считал Шацкий, умением получить объективное представление об отношениях, чувствах и мыслях в естественных условиях жизни. Шацкий, формулируя цели, говорил о неразрывности целей обучения и воспитания (образно подчеркивая: надо не только научить ребенка считать, но и не обсчитывать). Придавая громадное значение среде развития, Шацкий организовал школьную среду как творческую, бодрую, уделял огромное внимание самоуправлению, общему собранию, которое решало основные вопросы. Но при этом подчеркивал, что организованная школьная среда в воспитании должна обязательно соотноситься с «улицей» (которая учит «выживать», стойкости, но может и сгубить, увести в «нехорошую», скажем, воровскую субкультуру). Важно, чтоб организованная среда не «заорганизовала», чтоб ребенок до всего «доходил сам». Поэтому школа должна быть нацелена на практику, на жизнь, на изучение опыта детей, на основе которого и ставятся задачи педагогом. Школа, по Шацкому, - центр воспитательной работы в микросреде; в обучении и воспитании надо использовать краеведческий материал и местные условия. Это поможет обеспечить творческую, самостоятельную, нестандартную атмосферу. В этом смысле Шацкий даже, по мнению Блонского, перегибал палку, утверждая, что школа должна давать навыки, а не знания. Воспитание ума, развитие мышления не отменяет знаний. В 1932 г. опытная станция была расформирована - она не укладывалась в рамки партийных постановлений. Началось превращение «школы труда» в «школу учебы», Шацкого назначают директором Московской консерватории; этой работой он не был удовлетворен. 30 октября 1934г. при подготовке к демонстрации скоропостижно скончался. После этого имя его было практически забыто до 60-х годов.

Источник: История образования и педагогической мысли

ШАЦКИЙ Станислав Теофилович
1(13).6.1878, с. Воронине, ныне в Смоленской обл., - 30.10.1934, Москва], педагог. Окончил отделение естеств. наук физ.-мат. ф-та Моск. ун-та (1903). Пед. деятельность начал в 1905 с создания первых в России клубов для детей и подростков рабочих окраин Москвы, летней колонии в Щелкове (близ Москвы). В 1906 организовал об-во «Сетлемент» (совм. с А. У. Зеленко, Л. К. Шлегер и др.), к-рое в 1908 было закрыто полицией за пропаганду социализмае среди детей, а сам Ш. арестован. С 1909 руководил об-вом «Дет. труд и отдых». В 1911 вместе с супругой - В. Н. Шацкой организовал на обществ, началах летнюю трудовую колонию «Бодрая жизнь». В 1919—32 руководил работой Первой опытной станции по нар. образованию НКП РСФСР, имевшую сел. отделение в Калужской обл., куда вошла колония «Бодрая жизнь», и гор. отделение в Москве. Член уч.-пед. секции ГУСа (с 1921). и коллегии НКП РСФСР. (с 1929). В 1932—34 директор Моск. консерватории и руководитель Центр, пед. лаборатории НКП РСФСР.
Осн. место в пед. творчестве Ш. в нач. 20 в. занимала культ.-просвет, работа с населением, прежде всего с детьми. Ш. сплотил группу педагогов-энтузиастов, осуществил опыт постановки внешк. работы, основанной на уважении к личности ребенка и направленной на воспитание детей в духе коллективизма, развития их творческих способностей. В своих учреждениях Ш. вел поиск новых форм и методов воспитат. работы, организовывал мастерские, клубные занятия. Приступил к изучению проблем дет. коллектива. Содержание и методы работы с детьми Ш. изложил в монографии «Бодрая жизнь» (1914, совм. с В. Н. Шацкой). Занимался дошкольной педагогикой.
После 1917 Ш. развернул теоретич. и опытно-эксперим. работу по созданию школы нового типа. Организовал на базе пед. коллектива Первой опытной станции науч. школу, к-рую представляли Шацкая, Шлегер, А. А. Фортунатов, Е. Я. Фортунатова, Н. О. Масалитино-ва, М. Н. Скаткин, Л. Н. Скаткин, Н. П. Кузин и др. Станция была комплексом н.-и, пед. учреждений, дет. садов, школ, внешк. учреждений для детей и культ.-просвет, орг-ций для взрослых, где на основе единой исследоват. программы разрабатывались и на практике проверялись формы и методы воспитания. В основу концепции Ш. легла идея организации «открытой» школы, центра воспитания детей в социальной среде.
Утверждая органич. связь совр. школы с обществом и окружающей средой, Ш. обращал внимание педагогов на многообразие видов дет. жизнедеятельности, развитие трудовых навыков и творческих способностей ребенка. Пед. процесс Ш. строил как взаимодействие педагога и воспитанника, охватывающее духовный мир ребенка и сферу его практич. реализации. Принципиально новая идея Ш. заключалась в том, что он не просто выделял ключевые позиции воспитат. процесса, а определял взаимосвязи как между его участниками, так и между отд. элементами, к к-рым относил умственный и физич. труд, иск-во, игру. Ш. подчеркивал, что нарушение связи между компонентами воспитания личности приводит к одностороннему развитию ребенка. По Ш., материальную, дисциплинирующую и опытную канву воспитания составляет физич. труд, организует жизнь детей деловое самоуправление, эстетич. чувства формируют иск-во, а также игра, задающая бодрый тон дет. деятельности, направляет же общую жизнь и дух исследования работа ума. Эффективным средством организации свободного творческого взаимодействия ученика с учителем, коллективом и обществом он считал самоуправление, способствующее развитию личности, усвоению общечеловеческих ценностей.
Эксперименты Ш. позволили ему сделать вывод о необходимости системной организации содержания уч. и воспитат. процесса школы в масштабах гос-ва. Идея Ш. предполагала создание условий для развития каждого человека на основе гармонизации всех сфер шк. жизни. Осуществить эту задачу Ш. считал возможным лишь на демокр. принципах организации школы. По мысли Ш., переход от нормативной педагогики к демократической, строящейся на сотрудничестве учителя и ученика, позволит создать основу для творческого взаимодействия, обеспечивающего эффективность образования и воспитания. В этом взаимодействии Ш. отводил учителю роль не только организатора, но исследователя дет. жизни. Учитель в процессе передачи знаний учащимся формирует у них гражд. позицию, социальный оптимизм, чувство перспективы, развивает творческий потенциал личности.
Организующим ядром шк. жизни Ш. считал эстетическое воспитание, к-рое охватывает весь мир прекрасного (музыку, живопись, театр, прикладное иск-во и т. д.). и в единстве с трудовым воспитанием выступает катализатором творческих потенций личности и коллектива. Ш. с новых позиций осмыслил содержание эстетического воспитания, назвав его «жизнью иск-ва».
Под системой эстетич. воспитания Ш. понимал оптимальное взаимодействие всех полит. и гражд. институтов общества в целях развития творческих потенций личности, коллектива, нар. масс. Он считал, что в структуре системы эстетич. воспитания происходит соединение воздействий на личность через активизацию познавательных практич. и эмоционально-эстетич. процессов.
Воздействие иск-ва у Ш. не ограничивается простой функцией взаимодействия произведений иск-ва и зрителя, слушателя. Иск-во открывает перед человеком суть бытия, позволяет выйти за пределы обыденных эмоций, эмпирич. опыта, и этот ценностный потенциал иск-ва Ш. включал в механизм внутр. детерминации человека. Иск-во, гармонич. но формируя все компоненты личности, способно изменить духовный мир человека, его эмоции, переориентировать цели и идеалы личности.
Ш. внес значит. вклад в разработку вопросов содержания образования в школе и повышения роли урока как осн. формы уч. работы. Под руководством Ш. были разработаны методы пед. исследования - социально-пед. эксперимент, наблюдение, опрос.
На всех этапах деятельности Ш. занимался проблемами подготовки учителей, способных не только организовать обучение и воспитание в школе, но и проводить образоват. работу с населением и заниматься н.-и. работой. Пед. коллектив Ш. рассматривал как творческую орг-цию коллег-единомышленников.

Источник: Российская педагогическая энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 1

Читать PDF
249.73 кб

Станислав Теофилович шацкий - создатель российской "педагогики среды"

Соловьёва Наталья Викторовна
Знаменитый педагог стоял у истоков создания русской средовой педагогики. Очень рано обретя способность оценивать окружающий мир, он достиг в этом вершин, представив свои выводы в научных докладах и педагогических сочинениях.