ШАЦКАЯ Валентина Николаевна

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

ШАЦКАЯ Валентина Николаевна
1882-1978) — педагог, действительный член АПН РСФСР (1950). По окончании Московской консерватории (1905) преподавала в музыкальной школе, работала в детских клубах "Сетлемент" и "Детский труд и отдых". В 1911 вместе с С.Т. Шацким организовала летнюю трудовую колонию "Бодрая жизнь" (с 1919 заведовала школой-колонией). В 1932-1943 зав. кафедрой музыкального воспитания в Московской консерватории; в 1948-62 директор НИИ ХВ АПН РСФСР. Ш. заложила основы отечественной системы музыкально-эстетического воспитания; одной из первых поставила вопрос о комплексном использовании различных видов искусства в воспитании детей и юношества. Рассматривала музыкальное воспитание как средство формирования нравственности учащихся.

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

ШАЦКАЯ Валентина Николаевна
26.5(7.6).1882, усадьба Горки, ныне с. Горки Калининской обл., - 7.3.1978, Москва], педагог, д. ч. АПН РСФСР. (1950), проф. (1935), канд. пед. наук (1949). По окончании Моск. консерватории (1905). преподавала в муз. школе, работала в дет. клубах об-в «Сетлемент» и «Дет. труд и отдых». В 1911 вместе с С. Т. Шацким организовала летнюю трудовую колонию «Бодрая жизнь» (под Калугой), где руководила эстетич. воспитанием. С 1919 заведовала школой-колонией «Бодрая жизнь», вошедшей в состав Первой опытной станции по нар. образованию Наркомпроса РСФСР, и возглавляла муз. отдел станции (с 1920). В 1932- 1943 зав. кафедрой муз. воспитания в Моск. гос. консерватории. В 1944—46 зав. кабинетом эстетич. воспитания НИИ теории и истории педагогики АПН РСФСР, в 1948—62 директор НИИ худож. воспитания АПН РСФСР.
Ш. заложила основы сов. системы муз.-эстетич. воспитания, включающей дошк., шк., внешк. воспитание. Определяла понятие эстетич. воспитания как часть гармонич. ного воспитания личности. Ш. одной из первых в России поставила вопрос о комплексном использовании разл. видов иск-ва в воспитании детей и юношества, о необходимости участия в эстетич. развитии детей всех уч. заведений, дошк., внешк., культ.-просвет, учреждений, театров, музеев и др. Ш. рассматривала музыкальное воспитание как средство формирования нравственности учащихся. По мнению Ш., способности слушать и слышать музыку не являются природными, а поддаются воспитанию и развитию в процессе обучения. Большое значение имеет ее положение о том, что полноценное восприятие музыки и развитие худож. вкуса достигаются при условии целенаправленного пед. руководства. Учитель должен не только осуществлять муз. работу с учащимися, но и быть организатором эстетич. жизни школы.
Ш. принимала активное участие в деятельности пед. секции ГУСа по разработке программ для ср. школы, по созданию уч. пособий и метод, разработок для преподавателей дет. садов, школ, пед. уч-щ (с 1940 Ш. - член уч.-метод, совета и пред, секции худож. воспитания). Ш. была одним из инициаторов создания в стране дет. муз. радиовещания.

Источник: Российская педагогическая энциклопедия