СЕТЕВОЕ (графическое) ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

Найдено 1 определение
СЕТЕВОЕ (графическое) ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
способ (система) планирования учебного процесса в целях регулирования логических связей в содержании теоретического и производственного обучения, предметов теоретического обучения между собой.
Необходимость С.п.у.п. обусловлена тем, что при разработке учебных программ производственного обучения и программ предметов теоретического обучения не всегда четко учитываются содержательно-временные связи учебного материала; это выявляется только в ходе учебного процесса. Как правило, это является следствием несоответствия логики содержания производственного обучения (предметов теоретического обучения) и логики межпредметных связей. С.п.у.п. дает возможность путем внесения разумных изменений в логику содержания предметов теоретического обучения (или производственного обучения) повысить общую межпредметную логику учебного процесса в целом.
С.п.у.п. производится обычно в два этапа. Первый этап – графический анализ содержания программ производственного обучения и предметов теоретического обучения, как правило – специальных и общетехнических; второй – построение рабочего сетевого графика учебного процесса изучения этих взаимосвязанных предметов.
Сетевой график представляет графическую модель учебного процесса по взаимосвязанным его составляющим. Каждый включенный в график предмет представлен в нем горизонтальной прямой линией, разделенной в едином масштабном соотношении на отрезки в соответствии с количеством часов, отведенных на каждую тему, с учетом темпа и порядка последовательности их изучения.
Применительно к производственному обучению и специальным предметам согласованность предполагает, что материал производственного обучения отрабатывается на базе знаний, полученных учащимися при изучении специальных предметов, т.е. теория опережает практику. Применительно к общетехническим и специальным предметам – опережение изучения теоретических основ изучения соответствующих вопросов техники и технологии.
При обнаружении существенных рассогласований вносятся необходимые разумные (не нарушающие в значительной степени содержательную логику предмета) изменения в расположение (место) тем в предметах (в том числе и в программе производственного обучения) и в количество часов на их изучение, чтобы привести общую логику учебного процесса к оптимальному варианту. С учетом внесенных изменений и уточнений разрабатывается новый, рабочий сетевой график, на основе которого строится реальный учебный процесс.
Рабочий сетевой график изучения взаимосвязанных предметов позволяет заранее осуществлять планирование и учебно-материальное обеспечение межпредметных и внутрипредметных связей, исключать дублирование учебного материала, изучаемого в различных предметах, оптимизировать учебную нагрузку учащихся, выявлять резервы учебного времени.
Лит.: Батышев С.Я. Научная организация учебно-воспитательного процесса. – М., 1980; Макиенко Н.И. Педагогический процесс в училищах профессионально-технического образования. – М., 1983.В.А. Скакун

Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.