СЕТЕЛИТЕРАТУРА

Найдено 1 определение
СЕТЕЛИТЕРАТУРА
литература, создаваемая и распространяемая в Интернете. Во многом схожая с традиционной, печатной, она, в то же время, породила специфические взаимоотношения между пишущим и читающим, пишущим и профессиональной критикой. Творчество стало явлением массовым, процесс порождения произведений зачастую связан с обыгрыванием, «дописыванием», стилизацией уже имеющихся текстов (речь идёт о фильмах, книгах, сериалах, песнях, как правило, имеющих признание широкой публики).
В литературной среде Интернета существуют свои библиотеки, книжные магазины, журналы, конкурсы, гостевые книги, программы общения в реальном времени и др. Нельзя относить к С. произведения, размещённые в электронной библиотеке. В среде профессионалов-филологов нет единого мнения о статусе С., её критериях и границах. И. Каспэ и В. Смурова изначально трактуют блогинг как «около-литературность», сферу, помогающую «наблюдать за буднями текстуальности». Одновременно С. сравнивают с самиздатом советской эпохи. Интернет сыграл огромную роль в распространении альтернативной культуры, явился стартовой площадкой для молодых писателей (Д. Горчев, А. Экслер, М. Фрай, К. Букша), экспериментальной — для уже состоявшихся. В пространстве Интернета профессионал может отказаться от формальных, стилевых, функциональных требований литературности, свободно высказываться, рекламировать собственную продукцию (блоги Т. Толстой, Е. Гришковца, Д. Веденникова). В 2008 г. вышел отдельным изданием сетевой дневник «Год жжизни» Е. Гришковца. Сам драматург признается: «Перед вами книга, которую я как книгу не писал. Стоит особенно подчеркнуть, что литературное поле Интернета — приют графоманства. В итоге Руттен предлагает не пользоваться категорией «литература», но определять собственное текстовое производство термином «креатифф», означающим «любой текст, опубликованный онлайн». Однако исторически термин связан в сети с ненормативной лексикой, «литературой отбросов», что характерно не для всех блогов.
Первый полностью самостоятельный и обособленный сайт — «Стихия» — со свободной публикацией произведений появился в 1999 году, активное развитие С. обычно относят к 2001 г. В 2000 г. в журнале «Новый мир» открылась новая рубрика, посвящённая С., которую ведёт критик С. Костырко. Возможностями Интернета пользуются и профессиональные литературоведы: О. Лекманов обратился к Живому Журналу для коллективного составления филологического комментария к поэме Т. Кибирова «Сквозь прощальные слёзы». Г. Гусейнов и его коллеги с филологического факультета МГУ используют блоги как дополнительный ресурс для изучения ряда дисциплин.
К популярным жанрам С. относят фанфикшн (англ. fan — ‘поклонник’ и fiction — ‘выдумка, вымысел’), на русском языке — фанфики или просто фики. Это разновидность творчества фэнов — поклонников популярных произведений искусства. Фанаты пишут продолжения оригинальных текстов, вводят новые мотивы и сюжеты. Такую продукцию читают, обсуждают другие фанаты, дают отзывы, советы, делают замечания и пишут свои фанфик-версии, наибольшей популярностью пользуются истории о любви. Впервые фэнфик возник в 30-е годы XX века в Англии, когда появилось «Литературное общество Шерлока Холмса», созданное, чтобы продолжать дело Артура Конан Дойла. В критике существует мнение о близости фэнфика традиционным деривативным кинематографическим и литературным жанрам — пародии, римейку, сиквелу и т.п. Создание фэнфиков — свидетельство успеха массового продукта, поэтому крупные издатели, корпорации заинтересованы в их существовании, поддерживают материально фанатские сайты, журналы, устраивая специальные конкурсы и т.д.
К жанрам С. относят и слэш (англ. slash — ‘косая черта’) — произведение, главными героями которого являются персонажи, заимствованные из популярных книг, фильмов, сериалов, иногда здесь фигурируют известные реальные личности. Слэш обязательно содержит описание сексуальных отношений между персонажами одного пола, причём в первоисточнике такого рода взаимоотношения не должны упоминаться. Слэш о реальных людях — RPS (real person slash) — один из наиболее спорных с точки зрения морали и законности видов фанфикшена. На сегодняшний день слэштексты — явление в сети настолько распространённое, что его поклонники выработали свою систему поджанров, отсылающих к популярным жанрам: фэнтези, детективу, мистике, триллеру и пр. Фанаты воспринимают слеш как культуру, оппозиционную массовой, построенной на банальных схемах и ценностях, как площадку, связанную с ироническим восприятием доминантной модели сексуальности, маскулинности, а соответственно, и феминности.
Лит.: Бочарова О. Формула женского счастья: Заметки о женском любовном романе // НЛО. 1997. № 22; Вайнштейн О. Розовый роман как машина желаний // НЛО. 1997. № 22; Горалик Л. Как размножается Малфи. Жанр «фэнфик»: потребитель масскультуры в диалоге с медиа-контентом // Новый мир. 2003. № 12; Кабанова И. Сладостный плен: переводная массовая литература в России в 1997—1998 гг. // Волга. 1999. № 10; Парфей А. Порнография романтики // Культура времён Апокалипсиса. Екатеринбург, 2005; Черняк В.Д., Черняк М.А. Базовые понятия массовой литературы, учебный словарь-справочник. СПб., 2009; Шмидт X. Блогинг как объект и метод преподавания русской литературы // Актуальные проблемы изучения и преподавания русской литературы: взгляд из России — взгляд из зарубежья. СПб., 2011.
Н.В. Ковтун

Источник: Словарь по риторике языкознанию и эффективному общению.