СЕНТ-ИЛЕР Карл Карлович

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

СЕНТ-ИЛЕР Карл Карлович (1834-1901)
деятель образования, ученый-зоолог, методист в области преподавания естественных наук. Последователь немецкого зоолога А. Любена. В 1877-1898 директор С.-Петербургского учительского института. Член Ученого комитета МНП. Свои представления о системе обучения обобщил в учебнике "Элементарный курс зоологии" (1869, выдержал 13 изд.). Руководя С.-Петербургским учительским институтом, превратил его в одно из лучших педагогических учебных заведений России. Предложил оригинальную систему подготовки учителей, ввел класс ручного труда, педагогические конференции студентов и др. Выступал в педагогических журналах по проблемам педагогического кругозора учительства и др. Автор статьи "Воспитание" в "Энциклопедическом словаре" Брокгауза и Ефрона (т. 13, 1892). Участвовал в разработке "Материалов по вопросу о введении обязательного обучения в России (1880). Популяризатор естественных наук, редактор 10-томного иллюстрированного издания "Жизнь животных" А. Брэма, автор рассказов о животных. Редактор "Педагогической летописи" (1876-77).

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

СЕНТ-ИЛЕР Карл Карлович
1834, С.-Петербург, - 1901, там же), деятель образования, ученый-зоолог, методист в области преподавания естеств. наук. Окончил отделение естеств. наук С.-Петерб. ун-та (1856). В 1863 изучал в Бременской учительской семинарии опыт нем. зоолога А. Любека, последователем к-рого являлся. Пед. деятельность начал преподавателем естеств. наук в петерб. гимназиях, Патриотич. жен. ин-те, на воен.-пед. курсах (1864—78). В 1877—98 директор С.-Петерб. учительского ин-та. Чл. ученого к-та МНП.
Проявил себя как учитель и методист-новатор. В ст. «О преподавании естественных наук в общеобразовательных заведениях» («Пед. сб.», 1865, кн. 4). выступил с критикой совр. системы преподавания в школе, считая гл. задачей учителя общее развитие детей, воспитание любви к природе. Подчеркивал самостоят. значение естествознания как уч. предмета, к-рый обогащает представления детей, формирует их логич. мышление, наблюдательность, собств. взгляд на окружающий мир. В изучении естествознания исключал утилитаризм. На основе индуктивного и исследоват. подходов разработал систему летних заданий для учащихся, охватывавших экскурсии на природу, работу в живых уголках. Свои представления о преподавании обобщил в учебнике «Элементарный курс зоологии» (1869, выдержал 13 изд.).
Руководство С.-Петерб. учительским ин-том способствовало превращению его в одно из лучших пед. уч. заведений России. С.-И. предложил ориг. систему подготовки учителей, ввел класс ручного труда, пед. конференции студентов и др. Будучи сторонником использования ручного труда в подготовке учителя, а также в нар. уч-щах, направил по предложению И. А. Вышнеградского в Швецию К. Ю. Цируля для изучения системы трудового обучения О. Соломона.
Выступал в журн. «Пед. сборник», «Семья и школа», «Рус. школа», «ЖМНП», «Воспитание и обучение» и др. по проблемам пед. кругозора учительства, воспитания у учащихся таких качеств, как внимательность, любовь к природе, выработки у них полезных привычек и навыков. Автор ст. «Воспитание» в энциклопедич. словаре Брокгауза и Ефрона (т. 13, 1892). Участвовал в разработке «Материалов по вопросу о введении обязательного обучения в России» (1880). Популяризатор естеств. наук, ред. 10-томного иллюстриров. издания «Жизнь животных» А. Брэма, автор рассказов о животных («Сказка про сову», 1911). и др. Активный участник С.-Петерб. пед. об-ва, его секретарь (1875—79). Ред. «Пед. летописи» (1876- 1877). Содействовал деятельности Пед. музея воен.-уч. заведений, проведению всерос. пед. съездов, публичных чтений в Соляном городке и др.
Соч.: Письма из-за границы. Семинария в Бремене, ЖМНП, 1863, № 6; Ручной труд как общеобразоват. предмет обучения, СПБ, 1884; Восьмой съезд деятелей по ручному труду в Мюнхене, [б. м.], 1888; О преподавании ручного труда в С.-Петерб. учительском ин-те и сравнит, оценка существующих систем ручного труда, СПБ, 1890; Я. А. Коменский, [б. м.], 1892;Воспоминания казенного пансионера о 3-й С.-Петерб. гимназии (1845—52), «Рус. школа», 1898, № 4; Развитие в детях любви к природе, «Воспитание и обучение», 1899, № 5.
Лит.: ШафрановП. А., К. К. Сент-Илер, М., 1896; Ельницкий К., К. К. Сент-Илер, «Пед. сб.», 1902, янв.; Райков Б. Е., Метод Любена и его судьба в рус. школе, «Естествознание в школе», 1923, № 1—2; Казакова О. В., Педагог-натуралист К. К. Сент-Илер, его жизнь и деятельность, там же, 1948, № 1. Е. Г. Осовский, Н. И. Еналеева.

Источник: Российская педагогическая энциклопедия

СЕНТ-ИЛЕР Карл Карлович
(1834– 1901) – деятель народного образования, ученый- зоолог, методист в области естественных наук. Окончил 3-ю Санкт-Петербургскую гимназию, а затем Санкт-Петербургский университет по отделению естественных наук (1850). Педагогическую деятельность начал в качестве преподавателя естественных наук в гимназиях Санкт-Петербурга, Патриотическом женском институте. С 1864 по 1878 г. связан с педагогической деятельностью военного ведомства, на военно- педагогических курсах, вел подготовку учителей естественных наук для военных учебных заведений. Проявил себя как учитель и методист-новатор, последователь немецкого зоолога и методиста А. Любена, опыт которого изучал в Бременской учительской семинарии (1863). В 1865 г. выступил со статьей «О преподавании естественных наук в общеобразовательных заведениях» (Педагогический сборник. 1865. Кн. IV), в которой подверг критике современную систему преподавания. Выдвигал на первый план общее развитие детей, воспитание любви к природе, отстаивал естествознание как самостоятельный предмет, обогащающий наблюдения и представления детей, формирующий их собственный взгляд на природу, логическое мышление, наблюдательность. Был сторонником индуктивного метода, предложил систему летних заданий, исследовательский подход, выступал против утилитаризма в изучении естествознания. В 1869 г. написал учебник «Элементарный курс зоологии», выдержавший 13 изданий. Позднее продолжал популяризацию естественных наук как редактор 10- томного иллюстрированного издания А. Брэма «Жизнь животных» (1892–1896), как автор рассказов о животных (Сказка про сову. СПб., 1911). В 1877–1898 гг. Сент-Илер К.К.
– директор Санкт-Петербургского учительского института. Член особого отдела ученого комитета МНП. Преподаватель педагогики. Способствовал превращению института в одно из лучших педагогических учебных заведений России, предложил свою систему подготовки учителей, ввел класс ручного труда, педагогические конференции студентов и т.д. По предложению Вышнеградского направил в Швецию для изучения «слойда» (системы О. Саломона) Цируля, поддерживал введение ручного труда для подготовки учителей, а также в народных училищах. В педагогических воззрениях последовательЯ.А. Коменского, К.Д. Ушинского. В педагогических журналах («Педагогический сборник», «Семья и школа», «Русская школа», «ЖМНП», «Воспитание и обучение» и др.) ставил проблемы развития педагогического кругозора учительства, воспитания внимания, привычек и навыков, любви к природе, участвовал в дискуссиях по проблемам ручного труда, в подготовке «Материалов по вопросу о введении обязательного обучения в России» (1880). Один из организаторов проведения 300-летия со дня рождения Я.А. Коменского в Санкт-Петербурге, положившего начало изучению его наследия. Выступил с речью на юбилее. Сент-Илер К.К. – активный участник Санкт- Петербургского Педагогического общества, в 1875–1879 гг. – его секретарь, редактор его органа «Педагогическая летопись» (1876–1877). Значительное участие принимал в деятельности Педагогического музея военно-учебных заведений, был организатором и участником всероссийских педагогических съездов и публичных чтений в Соляном городке. В 1898 г. по болезни ушел в отставку.
Соч.: Элементарный курс зоологии с приложением задач и летних заданий по зоологии составил по методу Любена К. Сент-Илер. – СПб., 1869; Письма из-за границы.
Семинария в Бремене. // ЖМНП. 1863. Май; Ручной труд как общеобразовательный предмет обучения. – СПб., 1884; Восьмой съезд деятелей по ручному труду. – Б.м., 1888; О преподавании ручного труда в Санкт-Петербургском. учительском институтете и сравнительная оценка существующих систем ручного труда. – СПб., 1890; Ян Амос Коменский. – СПб., 1892; Воспоминания казенного пансионера о 3-й Санкт- Петербургской. гимназии (1845–1852) // Русская школа. 1898. № 4; Развитие в детях любви к природе // Воспитание и обучение. 1899. № 5.
Лит.: Шафранов П.А. К.К. Сент-Илер. – М., 1896; Казакова О.В. Педагог-натуралист К.К. Сент-Илер, его жизнь и деятельность // Естествознание в школе. 1948. № 1; Райков Б.Е. Метод Любена и его судьба в русской школе // Там же. 1923. № 1–2; Ельницкий К. К.К. Сент-Илер // Педагогический сборник. 1902. Янв.
Е.Г. Осовский, Н.И. Еналеева

Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.