СЕМЕЙНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
ОБРАЗОВАНИЕ СЕМЕЙНОЕ
форма общеобразовательной подготовки в семье, наиболее древняя и традиционная из всех форм образования. Возможность получения семейного образования означает обучение ребенка вне образовательного учреждения с предоставлением права на аттестацию в форме экстерна в аккредитованных образовательных учреждениях соответствующего типа. Родители имеют право дать ребенку начальное общее, основное общее, полное общее образование в семье. Такая форма обучения дает возможность ребенку выбрать индивидуальную «траекторию», становится продуктивной самореализацией. Ответственность за обучение ребенка родители берут на себя и сами решают, в какой форме организовать обучение: могут нанять учителя, обратиться за помощью в школу, могут учить сами. При этом родителям необходимо исходить из того, что семейная форма образования, как и любая другая, должна обеспечивать формирование у ребенка адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы картины мира и формирование его как человека и гражданина, интегрированного в современное общество и нацеленного на совершенствование этого общества. Одним из видов семейного образования можно считать экстернат (Педагогический энциклопедический словарь / [Э. Б. Абдуллин, Э. А. Аблаев, Р. И. Аванесов и др.; гл. ред. Б. М. БимБад]. – М.: Большая Рос. энцикл.: [Дрофа], 2003. – 527 с. – (Золотой фонд. Энцикл. слов.); Об общем среднем образовании: Закон Украины от 13.05.1999 г. № 651-XIV // Голос Украины. –1999. – 23 июня. – С. 4–7). В. Р. Антонова
Источник: Глоссарий современного образования.
Семейное образование
домашнее образование, форма общеобразовательной подготовки в семье. В древности, особенно в Средние века, играло значительную роль как передача жизненного и профессионального опыта; в обществах с развитыми образовательными структурами сохранило своё значение как форма индивидуализации обучения. В России семейное образование в 18–19 веке получило распространение в системе общего образования как подготовка детей и подростков к поступлению в гимназии и университеты, особенно в тех губерниях, где отсутствовали крупные учебные заведения. Одним из видов семейного образования можно считать экстернат. Первоначально функции домашних педагогов выполняли приходские священники, дьячки, семинаристы, а с середины 18 века – университетские профессора и студенты, гимназические преподаватели, учителя-иностранцы (преимущественно немцы, англичане, французы). Было принято Положение о домашних наставниках и учителях (1834 год). С 1868 года звание домашнего учителя присваивалось лицам со средним образованием, выдержавшим специальные испытания либо окончившим высшее учебное заведение. Запрещалось допускать к преподаванию иностранцев, не получивших аттестатов от русских университетов. Многие домашние учителя проживали непосредственно в семьях и обучали всех подрастающих членов семьи. Семейное образование было свободно от школьной регламентации и способствовало развитию творческих способностей воспитанников. После 1917 года семейное образование практически прекратило существование и возродилось во 2-й половине 20 века в виде частных репетиторских занятий. Закон РФ об образовании (1992 года) зафиксировал право учащегося на формы семейного образования.
Источник: Терминологический словарь студента. Красноярск. 2016