СЕМЕЙНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

ОБРАЗОВАНИЕ СЕМЕЙНОЕ
форма общеобразовательной подготовки в семье, наиболее древняя и традиционная из всех форм образования. Возможность получения семейного образования означает обучение ребенка вне образовательного учреждения с предоставлением права на аттестацию в форме экстерна в аккредитованных образовательных учреждениях соответствующего типа. Родители имеют право дать ребенку начальное общее, основное общее, полное общее образование в семье. Такая форма обучения дает возможность ребенку выбрать индивидуальную «траекторию», становится продуктивной самореализацией. Ответственность за обучение ребенка родители берут на себя и сами решают, в какой форме организовать обучение: могут нанять учителя, обратиться за помощью в школу, могут учить сами. При этом родителям необходимо исходить из того, что семейная форма образования, как и любая другая, должна обеспечивать формирование у ребенка адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы картины мира и формирование его как человека и гражданина, интегрированного в современное общество и нацеленного на совершенствование этого общества. Одним из видов семейного образования можно считать экстернат (Педагогический энциклопедический словарь / [Э. Б. Абдуллин, Э. А. Аблаев, Р. И. Аванесов и др.; гл. ред. Б. М. БимБад]. – М.: Большая Рос. энцикл.: [Дрофа], 2003. – 527 с. – (Золотой фонд. Энцикл. слов.); Об общем среднем образовании: Закон Украины от 13.05.1999 г. № 651-XIV // Голос Украины. –1999. – 23 июня. – С. 4–7). В. Р. Антонова

Источник: Глоссарий современного образования.

Семейное образование
домашнее образование, форма общеобразовательной подготовки в семье. В древности, особенно в Средние века, играло значительную роль как передача жизненного и профессионального опыта; в обществах с развитыми образовательными структурами сохранило своё значение как форма индивидуализации обучения. В России семейное образование в 18–19 веке получило распространение в системе общего образования как подготовка детей и подростков к поступлению в гимназии и университеты, особенно в тех губерниях, где отсутствовали крупные учебные заведения. Одним из видов семейного образования можно считать экстернат. Первоначально функции домашних педагогов выполняли приходские священники, дьячки, семинаристы, а с середины 18 века – университетские профессора и студенты, гимназические преподаватели, учителя-иностранцы (преимущественно немцы, англичане, французы). Было принято Положение о домашних наставниках и учителях (1834 год). С 1868 года звание домашнего учителя присваивалось лицам со средним образованием, выдержавшим специальные испытания либо окончившим высшее учебное заведение. Запрещалось допускать к преподаванию иностранцев, не получивших аттестатов от русских университетов. Многие домашние учителя проживали непосредственно в семьях и обучали всех подрастающих членов семьи. Семейное образование было свободно от школьной регламентации и способствовало развитию творческих способностей воспитанников. После 1917 года семейное образование практически прекратило существование и возродилось во 2-й половине 20 века в виде частных репетиторских занятий. Закон РФ об образовании (1992 года) зафиксировал право учащегося на формы семейного образования.

Источник: Терминологический словарь студента. Красноярск. 2016

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
344.46 кб

Развитие семейного образования в России

Белоусов Константин Юрьевич, Яшина Мария Николаевна
В статье представлено описание исторических форм семейного образования в России, существовавших начиная с Киевской Руси и заканчивая XIX в.
Читать PDF
93.49 кб

Семейное образование как вариативная форма обучения

Кощиенко Ирина Васильевна, Покровская Лариса Игоревна
В статье анализируются усиливающаяся тенденция обучения детей в форме семейного образования в России, его возможности и практики функционирования.
Читать PDF
62.17 кб

Семейно-ориентированная модель инклюзивного образования

Поташова Ирина Иннокентьевна, Виноградная Оксана Владимировна
Статья посвящена вопросам социальной адаптации ребенка с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования.
Читать PDF
472.98 кб

Традиционные семейные ценности и современное образование

Мезенцева Юлия Ивановна, Горлов Михаил Иванович
В данной статье описан процесс формирования жизненных позиций ребенка с того момента, как он поступает в первый класс. Проблемы формирования заключаются в том, что важное место, кроме семьи, занимает школа.
Читать PDF
130.04 кб

Семейное образование как путь для самоопределения личности

Романов Константин Владимирович, Харитонова Кристина Александровна
Самоидентификация личности становится возможной только в ходе усвоения ценностей и норм определенной социокультурной общности.
Читать PDF
378.25 кб

Семейные союзы как форма общественного управления образованием

Дьячковский Михаил Владимирович, Варламова Альбина Ивановна
Авторы рассказывают о традициях якутского народа по формированию семейных союзов объединению семей по родственным связям. Раскрывается значимость сохранения культурного наследия народа Саха.
Читать PDF
451.46 кб

Социализация личности ребенка в условиях семейного образования

Зайцева Ольга Вадимовна
В статье рассматривается особенности формирования социальных навыков личности ребенка в условиях семейной формы дошкольного образования.
Читать PDF
943.90 кб

К вопросу о выделении критериев качества семейного образования

Зайцева Ольга Вадимовна
Целью статьи является определение критериев оценки качества семейного образования.
Читать PDF
270.24 кб

Семейное и домашнее образование в США: историкосоциальный аспект

Якунина Анастасия Николаевна
В статье рассмотрены сущность и содержание семейного образования в США. Приведены статистические данные о количестве «домашних» школьников в США, а также показатели качества семейного образования
Читать PDF
379.85 кб

Исторические формы государственного, семейного и частного образования

Лунев Александр Николаевич, Пугачева Наталья Борисовна
В статье представлены исторические формы государственного, семейного и частного образования в периоды античности и средневековья; описаны воспитательные системы Спарты и Афин, средневековая система образования, образовательные учр
Читать PDF
116.20 кб

Семейное психологическое консультирование теория, практика, образование

Карабанова Ольга Александровна
В статье рассматривается роль семьи в развитии личности в детском возрасте. Выделены основные негативные тенденции развития современной семьи и факторы риска, определяющие актуальность семейного консультирования.
Читать PDF
181.68 кб

Составление семейного архива в историческом образовании младших школьников

Орлова Е.О., Чижова М.Е.
Историческое образование рассматривается как общественная ценность. При этом значимыми становятся вопросы методики преподавания истории в школе, начиная с младших классов.
Читать PDF
12.99 мб

Особенности ценностной сферы родителей, реализующих семейную форму образования

Зайцева Ольга Вадимовна
В статье рассматриваются особенности ценностной сферы родителей выбравших для дошкольного образования своего ребенка семейную форму.
Читать PDF
226.61 кб

Формы и методы гендерного и семейного воспитания в учреждении высшего образования

Шахаб Ольга Васильевна
Статья посвящена тендерному и семейному воспитанию в высшей школе.
Читать PDF
609.79 кб

Становление традиций семейного музыкального образования:историческая ретроспектива

Агажанова Ирина Артемовна
Автор исследует историю музыкального образования в контексте формирования и развития семейного ансамблевого исполнительства.

Похожие термины: