СЕЛЬСКИЙ МЕЖОТРАСЛЕВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС с профессиональной ориентацией

Найдено 1 определение
СЕЛЬСКИЙ МЕЖОТРАСЛЕВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС с профессиональной ориентацией
(школа–совхоз–техникум). В концепции реформирования начального профессионального образования подчеркнуто значение Межотраслевого образовательного комплекса в обеспечении потребности в рабочих кадрах и специалистах для муниципальных предприятий бытового обслуживания, коммунального, городского и сельского хозяйства. Это позволяет строить общеобразовательную политику в соответствии с потребностями территориального рынка труда, на основе переосмысления мотивов профессиональной деятельности всех категорий тружеников на селе.
Однако развитие сельских территорий региона характеризует своеобразная особенность проблем, которые все еще не решаются в достаточной мере: отставание от других регионов России по культурно-бытовым условиям; постоянный отток образованной части населения из села; неблагоприятная демографическая ситуация (смертность почти вдвое превышает рождаемость). В настоящее время уменьшился уровень социальной обеспеченности населения, уменьшилась престижность сельскохозяйственных профессий. Наблюдаемое непостоянство развития материально-технической базы сельского хозяйства обостряет кризисные явления в сельском социуме, и в образовании в том числе.
Решению этой проблемы служат новые образовательные системы – межотраслевые образовательные комплексы (МОК), которые определяют новые подходы к управлению образовательным комплексом, расширяют возможности получения профессионального образования на селе.
С.м.о.к. (школа–совхоз–техникум) существует в Мариинском районе Кемеровской области с 1994 г. В процессе обучения учащиеся приобретают начальные профессиональные знания, позволяющие сделать выбор для их применения в разных видах деятельности.
Приобретенные навыки и умения включают в себя знания по животноводству, агрономии, земледелию, ветеринарии, по технике безопасности, экологии и др.
С.м.о.к. включает в себя сельскую общеобразовательную школу (I ступень) и сельскохозяйственный техникум (II ступень). Все эти звенья имеют свои органы управления и источники финансирования: общеобразовательная школа осуществляет свою деятельность за счет местных бюджетов, а методическое руководство обеспечивается Министерством образования через систему промежуточных звеньев (районных, городских, областных управленческих структур) народного образования.
Средние специальные учебные заведения ориентированы на подготовку технического и управленческого персонала среднего звена и взаимосвязаны с отдельными отраслями и сферами народного хозяйства, от экономического состояния которых зависит и их благополучие.
С.м.о.к. – не изолированное образовательное учреждение, а представляет собой единый взаимосвязанный образовательный комплекс. Целенаправленное управление комплексом способствует его развитию, не нарушая основных целей общего образования и воспитания молодежи на селе.Для С.м.о.к. ВНИКом «Сельская школа» разработаны учебные программы (для I и II ступеней обучения), рекомендации по управлению комплексом, положение о МОК. Экспериментальная работа показала правильность выбранного пути: за последние годы наметилась тенденция роста количества учащихся, поступающих в совхоз-техникум из выпускников общеобразовательных школ.
Л.Б. Тупикина

Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.