«Половая чувственность» (Словарь, 1962–13, 586).
О перв. пол. 1930-х гг. в Петрозаводске: «Всё наше школьное воспитание тех далеких лет было призвано способствовать тому, чтобы мальчики и девочки росли исключительно “товарищами”, без различия пола. Даже чисто дружеские отношения между мальчиком и девочкой находились под подозрением. Что касается каких-то более “интимных” (разумеется, абсолютно невинных), то они подлежали всеобщему осуждению… …Воспитание “в товариществе” имело, наверное, и положительную сторону. Сексуальные проблемы нас в школьные годы если и тревожили, то не слишком. Правда, девочки перешептывались порой по поводу каких-то “случаев”, мальчишки позволяли себе рассказать в “женском” присутствии непристойный анекдот, а в библиотеке стояла колоссальная очередь за повестью “Стружки”, в которой речь шла о жизни беспризорников и, в частности, о половых связях между действующими лицами. Но этот вполне закономерный интерес к сексу в общем-то не приводил к каким-то реальным, нежелательным для школы результатам. За всю школьную жизнь помню лишь один случай беременности, правда, довольно ранней, – в седьмом классе» (Лупанова, 2007, 48). См. также: «Ромашка» (2); Проституция. Восприятие сексуальности девочками-подростками. Реакция на знакомство с сексуальной моделью репродуктивного поведения может рассматриваться как «культурный шок», как определенного рода семантическая революция в девичьем сознании.
О 1970-х – 1980-х гг.: «“…Вообще я думала, что занимаются любовью только молодые или только плохие родители. Секс – это грязно. Потом я поняла, что и мои родители занимаются этим, но я думала, что они занимались сексом давно и только для того, чтобы появились дети. И помню: долго, очень долго высказывала мысль, что хочу, чтобы у нас в спальне стояла большая-большая кровать, и мы все на ней спали. А мама почему-то очень возмущалась. Меня очень удивило ее возмущение, хотя я знала все про отношения мужчины и женщины, но я почему-то не относила это к своим родителям. Я думала, что они не занимаются любовью. Когда же я наконец это поняла, а поняла я очень поздно, около 15 лет. У меня был настоящий шок. У меня к родителям возникло отвращение. Я старалась преодолеть в себе эти чувства. Говорила сама себе, что все нормальные люди занимаются этим, но тем не менее мне было так пакостно на душе”; “Однажды, лет в 14 мы с подругами нашли у родителей книжку с подробным описанием техники секса, беременности и родов... …Она произвела впечатление. Я долго не могла смириться с такой техникой, представляла, что так могут заниматься родители или знакомые и ужасалась этому. Меня пугал даже сам процесс полового акта. После этой книжки я вынесла одно твердое убеждение: я замуж не выйду, потому что не буду жить с мужчиной”» (Борисов, 2000, 19).
0.00 байт
Сексуальное воспитание подростков и проблемы полового просвещения
Статья посвящена сексуальному воспитанию подростков и проблемам полового просвещения. Представлены различные программы сексуального просвещения, в том числе и в Алтайском крае. Отображены результаты экспертного опроса.