СЕКРЕТИК секрет

Найдено 1 определение
"СЕКРЕТИК" "секрет"
спрятанный детьми в ямку и прикрытый стеклышком «красивый» предмет или композиция. Петербургский исследователь детства М.В. Осорина пишет: «“Секрет” (или “секретик”) девочки – это небольшая ямка глубиной в несколько сантиметров, специально выкопанная в земле. Её дно тщательно выкладывается чем-нибудь красивым. Обычно сначала делается фон: например, листья с дерева, на которые сверху кладутся интересные “штучки”, головки цветов, веточка с желудями и т.п. содержимое “секретика” далеко не всегда растительного происхождения. В классических “секретиках” опытных девочек семивосьми лет больше всего ценится фон из цветной фольги. Фольгу готовят загодя. Она может быть найдена на улице, а может быть принесена из дома. Поверх фольги делается сложная аранжировка из осколков цветных стеклышек, бутылочных крышек, бусин, пуговиц, картинок, фигурок, слепленных из пластилина. Вообще содержимым “секрета” может стать все что угодно. Главное – чтобы все это было интересно и красиво скомпоновано. Сверху композиция покрывается куском прозрачного стекла… Затем стекло засыпают тонким слоем земли, так что если смотреть снаружи, то ничего не заметно. Поэтому части девочки стараются как-то отметить для себя расположение “секрета”, чтобы потом его можно было найти. Обычно у девочки бывает по несколько таких “секретиков” (в среднем 3–5, иногда больше), и она их периодически посещает. Тогда земля над “секретом” расчищается так, чтобы под покровным стеклом была видна “красота”, спрятанная в глубине. Ею любуются, подправляют, если что-то попортилось, и закапывают снова. Срок жизни такого “секрета” – от нескольких часов до пары недель. Чаще всего он гибнет от разрушительных действий недругов… …Как сама идея, так и формы её воплощения и даже название “секрет” передаются от старших детей к младшим в виде культурного наследия. Каждое следующее поколение маленьких девочек воспроизводит то, что делало предыдущее поколение, и так продолжается, пока традиция не угаснет… Мне посчастливилось записать рассказы Натальи Георгиевны Горбатовой о дет. быте начала 1900-х гг. Её детство прошло в пригороде Петербурга. Вот отрывок из её рассказа…: “Делали и “секреты”. У нашего домовладельца был огород ближе к улице. Там была грядка. Мы с сестрой Полей ходили туда: “Сделаем секрет?!” Втиснешь коробочку в грядку так, чтоб влезла туда по стекло покрывающее, – и сверху вместе землей и травой. Прямо в ямку цветные стеклышки мы не клали: боялись, что запачкаются или не найдешь. “Секреты” никому не показывали, сами проверяли. Не помню, таскали ли их у нас, может быть, только мальчишки. Такие случаи были”… Мой информант – сорокалетний швед. Интересно, что в субкультуре шведских детей присутствуют многие формы взаимодействия с ландшафтом, описанные в этой книге. Как и русские дети, они делают “секреты” и “тайники”, точно так же мальчики охотятся за “секретами” девочек. (Что по сведениям шестидесятилетнего американца характерно и для сельских детей Канады)» (Осорина, 1999; 140–141, 241). Исследователями и авторами воспоминаний нередко отмечается исключительно девичий характер игры в секретики. Напр., о нач. 1960-х гг.: «“Секретики” – фантик под стеклом, закопанный в укромном месте, – девочки прятали, мальчишки их разоряли» (Киршин,
2002); «Мы уже неоднократно подчеркивали, что “секреты” – дело женское, девчоночье. Мальчишки делают “тайники”…» (Осорина, 1999, 143). Однако в качестве контрдовода можно привести отрывок о начале 1960-х, в котором рассказывается о «секретике», который делает мальчик: «Можно было грузить [песок] в кузов машинки, “выпекать” формочками пирожные…, можно было прокладывать в нем ходы и рыть гроты… Ещё одним по преимуществу песочным искусством, приводившим меня в особенный трепет, было сооружение “секретиков”. Сперва нужно было приготовить осколок стекла, конфетный фантик, золотинку или все, что угодно, – рябиновый листок тоже мог сгодиться. Затем тайком выкопать в песке как можно более глубокую ямку, уложить в нее “начинку секретика”, придавить стеклышком, зарыть и приметить место. После этого надо было ходить и, как бы ни к кому не обращаясь, а в то же время обращаясь ко всем и к кому-нибудь в особенности, громко выкрикивать: “Камкому секретик покажу? Кам-кому секретик покажу?” Всегда находился желающий. А тебе уж и самому охота было поглядеть, не меньше чем зазванному зрителю. На помеченном месте начинались раскопки. Докопавшись до “секретика”, оставалось аккуратно расчистить пальцем стеклышко – и пожалуйста, смотри. Только вдвоем, соприкасаясь головами над тесным песчаным колодцем, куда свет проникал лишь под особым углом и таинственно мерцал на поверхности стеклышка в глубине. Только вдвоем, украдкой, не показывая больше никому, сталкиваясь лбами, сливаясь в дыхании... Нередко после такого показывания “секретик” навсегда хоронился, чтобы остаться узелком, связавшим двоих, просто, целомудренно и вовсе не накрепко...» (Застырец, 2003). «Секретики» в 1940-е гг.
О Свердловске второй половины 1940-х гг.: «Девчонки больше занимались рукоделием. Или изготовляли “секреты”: выкапывалась небольшая ямка, туда закладывалось цветное стеклышко, все это перекрывалось прозрачным стеклом и засыпалось землей. Высшим счастьем считалось найти чужой “секрет”. За цветными стеклышками мы ходили на свалку… Вот туда и свозили весь городской бытовой мусор. Там мы обнаруживали невиданной красоты остатки чайной посуды, которые тут же подбирали для будущих “секретов”» (Факова, 2006). «Секретики» в 1950-е гг.
О 1950-х гг.: «Нехитрые тайны детства – игра в “секретики”. Найдешь осколок чашки “побогаче”, обточишь камешком острые и неровные края – и в землю его. Годились и бумажные картинки – их мы зарывали под цветным стеклышком. И хвастались друг перед другом» (Чайкова, 2006, 2). В следующем стихотворении, судя по упоминанию арифметики, речь идёт о периоде до 1960-х гг. (когда предмет стал называться математикой): «Вволю – до грамматики, всласть – до арифметики / собирайте фантики, делайте секретики! / Тишина, тишина для секретиков нужна – / тайна делается втайне – если важная она. / Стелем в ямку серебро, прячем редкое добро – / фанты, банты, бриллианты, петушиное перо. / И листок, и цветок, и цветастый лоскуток, / а поверх всего – стекляшка, как над лужицей ледок. / Буду около ходить, тайну страшную таить… Мне не спится, мне тревожно – цел секретик или нет. / Доктора, повара, мастера, директора / тоже делали секретики, была у них пора. / И однажды случай был – маршал сухопутных сил / признавался генералам, что секретики любил. / А буржуйский генерал – этот в детстве не играл, / сказки мамины не слушал и секретики ломал…» (Завражин, 1980, 18–20). «Секретики» в 1960-е гг.
О 1960-х гг.: «Запах таяния, свежие почки на кустах…, жуки в спичечной коробке и “секреты”, закрытые стекляшкой клады с красивыми фантиками, – это весна» (Ермакова, 2005, 24).
О конце 1960-х – начале 1970-х гг.: «Вы умеете делать “секретики”? Если не умеете, я вас научу. Возьмите чистое стёклышко и выройте в земле ямку. Положите в ямку фантик, а на фантик – всё, что у вас есть красивого. Можно класть камень, осколок тарелки, бусину, птичье пёрышко, шарик (можно стеклянный, можно металлический). Можно жёлудь или шапочку от жёлудя. Можно разноцветный лоскуток. Можно цветок, листик, а можно даже просто траву. Можно настоящую конфету. Можно бузину, сухого жука. Можно даже ластик, если он красивый. Да, можно ещё пуговицу, если она блестящая. Ну вот. Положили? А теперь прикройте всё это стёклышком и засыпьте землёй. А потом потихоньку пальцем расчищайте от земли и смотрите в дырочку... Знаете, как красиво будет! Я сделала “секретик”, запомнила место и ушла. Назавтра моего “секретика” не стало. Кто-то его вырыл. Какой-то хулиган. Я сделала “секретик” в другом месте. И опять его вырыли! Тогда я решила выследить, кто этим делом занимается... И конечно же этим человеком оказался Павлик Иванов, кто же ещё?! Тогда я снова сделала “секретик” и положила в него записку: «Павлик Иванов, ты дурак и хулиган». Через час записки не стало. Павлик не смотрел мне в глаза. “Ну как, прочёл?” – спросила я у Павлика. “Ничего я не читал, – сказал Павлик. – Сама ты дура“» (Пивоварова, 1979, 7–8). «Секретики» в 1980-е гг.
О начале 1980-х гг.: «В детстве почти все девочки закапывают “секреты”, или “секретики”. Умение создавать эти мини-инсталляции шлифуется годами и корректируется общественным мнением. Главные и необходимые элементы «секрета» – яркий, желательно блестящий фантик для фона и бутылочное стекло (лучше всего – прозрачное, но зеленое тоже сойдет, так будет даже таинственнее). На фантик надо положить самое лучшее и самое красивое из того, что найдется во дворе: цветок, бусинку, пуговицу, прикрыть стеклом, прикопать немного землей, потом расковырять пальчиком небольшой иллюминатор, любоваться самой и показывать проверенным подругам. Мальчики в создании “секретов” участия не принимают, их задача – находить и разорять незатейливые девчоночьи инсталляции, или – как они их называют – “клады”» (Лукас, 2006).

Источник: Энциклопедический словарь русского детства В двух томах.