Счастье
Счастье
категория этики; чувство высшего удовольствия своим бытием (пассивное счастье) или результатами своей деятельности (активное счастье) (1)
СЧАСТЬЕ
состояние полного, высшего удовлетворения, абсолютного отсутствия желаний, идеал, осуществить который стремятся путем разумного действия. Чувство счастья зависит не от достижения определенных благ, а от внутренней способности человека быть счастливым.
Источник: Профессиональное образование. Словарь
"СЧАСТЬЕ"
цветок сирени с пятью лепестками.
О Саратове в середине 1900-х гг.: «Сестра… шла со мною тихо и в пышном соцветии сирени отыскивала пятилепестковые цветки и, называя их “счастьем”, заставляла меня проглатывать эти горькие, холодные звёздочки. И я жевал их, и вот только теперь понимаю, что это и правда было счастье» (Федин, 1959–1, 240). См. также: Сирень.
О Саратове в середине 1900-х гг.: «Сестра… шла со мною тихо и в пышном соцветии сирени отыскивала пятилепестковые цветки и, называя их “счастьем”, заставляла меня проглатывать эти горькие, холодные звёздочки. И я жевал их, и вот только теперь понимаю, что это и правда было счастье» (Федин, 1959–1, 240). См. также: Сирень.
Источник: Энциклопедический словарь русского детства В двух томах.
Счастье
ст.слав. – часть) – понятие, обозначающее оптимальное для человека сочетание различных факторов, способствующих появлению чувства удовлетворения, радости, оптимизма, надежд. Счастье иногда понимается как удача, благосклонность души, состояние благополучия. Это переживание осмысленности и полноты бытия в единстве Веры, Надежды, Любви и Софии. В опыте конкретного человека счастье – это состояние свободы, уравновешенности, спокойствия, отсутствия неврозов и конфликтов, возможность быть самим собой. «Счастье» близко к понятию «часть», а «с» означало «своя», «со мной». Счастье человеку не дается с рождения, к нему стремятся, преодолевая преграды. Состояние счастья и его переживание полностью зависит от духовно-нравственного развития человека: можно быть богатым, умным или красивым человеком, но при том испытывать несчастье и наоборот, быть счастливым, ничего не имея, что и доказали святые старцы. В задачу школы входит показать детям, что счастье «лежит» в них самих, что все зависит от любви к жизни, понимания ее смыслов и своих личных возможностей. Такое понимание счастья избавит детей от страстей, усмирит гордыню и быстрее приведет к состоянию счастья.
Источник: Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)
СЧАСТЬЕ
понятие, конкретизирующее высшее благо как завершенное, самоценное, самодостаточное состояние жизни; общепризнанная конечная субъективная цель деятельности человека. Понятие "С." многоаспектно. Можно выделить четыре осн. значения понятия С. (В. Татаркевич): 1. благосклонность судьбы, удача, везенье; 2. состояние интенсивной радости; 3. обладание наивысшими благами; 4. чувство удовлетворения жизнью. Философский анализ С. начинается с разграничения в его содержании двух принципиально различных компонентов: а) того, что зависит от самого субъекта, определяется мерой его собственной активности и б) того, что от него не зависит (обстоятельства, судьба). То в С., что зависит от человека, получило название добродетели. Именно в ходе ответа на вопрос, в чем заключается совершенство человека, которое ведет к его С., было выработано понятие морального совершенства и нравственных добродетелей. Этические учения античности, Средневековья, эпохи Просвещения в подавляющем большинстве исходили из образа человека, осн. стремлением которого являются стремление к С. Различия между ними начинались при конкретизации того, что такое С. и как оно достигается. С. - фундаментальная категория человеческого бытия. В известном смысле самого человека можно определить как существо, предназначение которого состоит в том, чтобы быть счастливым. Понятием С. в самом общем виде обозначается наиболее полное воплощение человеческого предназначения в индивидуальных судьбах. В философском анализе С. наряду с вопросом о его соотношении с добродетелью важное значение имели еще два: 1) относится ли С. к сфере целей или оно является сверхцелью? и 2) может ли быть счастливым человек, если несчастны его окружающие? С. - высшая цель деятельности, хотя и труднодостижимая; оно находится в пределах возможностей человека. Но стоит представить себе это состояние достигнутым, как жизнь в форме сознательно-целесообразной деятельности оказывается исчерпанной. Получается парадоксальная ситуация: С. нельзя не мыслить в качестве достижимой цели, но и нельзя помыслить таковой. Выход из нее чаще всего усматривают в разграничении различных форм и уровней С. - прежде всего речь идет о разграничении С. человеческого и сверхчеловеческого (Божественного). С. заключается в чувстве удовлетворенности индивида тем, как в целом складывается его жизнь. Из этого, однако, не следует, что С. субъективно. Оно не сводится к отдельным удовольствиям, а представляет собой их гармоничное сочетание. Даже как эмоциональное состояние оно, по крайней мере, отчасти имеет вторичную природу и обусловлено определенными претендующими на общезначимость представлениями о С. Тем более это относится к оценкам в терминах С. и несчастья. За субъективным чувством и представлением о С. всегда стоит какой-то образец того, что такое С. и счастливый человек сами по себе. Говоря по-другому, в своем желании С. человек всегда исходит из того, что такое же желание присуще и другим людям. Более того: С. одних индивидов прямо зависит от С. других. Весь вопрос в том, как широк этот круг обратных связей С. Счастье одних индивидов связано со С. других через нравственные отношения между ними, через посредство счастливого общества. Счастливый человек в счастливом обществе - такова одна из типичных и центральных тем философских трактатов о С.
Источник: Терминологический словарь библиотекаря