у учащихся младших классов, октябрят: поручение, предполагающее проверку у учеников чистоты рук, ушей, подворотничков и т. п., оказание элементарных медицинских услуг.
О конце 1920-х гг.: «Большинством голосов я был выбран санитаром. В мои обязанности входило носить нарукавный красный крест и осматривать перед уроками руки и шеи учеников, отмечая грязнуль крестиками в тетрадке. Получивший три крестика должен был или вымыться, или привести в школу родителей» (Нагибин, 1971, 152).
О начале 1930-х гг.: «Целый день трезвонит Таня: / Мы заведуем бинтами, / Мы с Тамарой ходим парой, / Санитары мы с Тамарой…/ Санитарам не везёт: / Есть и марля, есть и йод, / Не хватает пустяков – / Нет ни ран, ни синяков…» (Барто, [1934] 1960, 166–167).
О 1936 годе: «[Санитары] были в каждом классе и носили на рукаве белую повязку с красным крестом» (Андреевский, 2003, 328).
О 1944–1945 гг.: «Я опросила пожилую женщину 1936 г. р.: “С первого класса была октябренком, была санитаркой, ходила с белой сумочкой, а на ней был красный крест, проверяла чистоту детей в своем классе, следила за чистотой воротничков, белых манжетов, которые пришивали. Сильные ученики помогали отстающим”» (211).
О первоклассницах в женской школе в конце 1940-х гг.: «У двери в класс стоит Вера. На рукаве у неё повязка с красным крестом. Девочки выстроились в очередь. Вера проверяет, умылись ли девочки на совесть, причесались ли, так ли аккуратно они одеты, как подобает настоящим первоклассницам. “Что это? – ужасается Вера, разглядывая руки Оли Поляковой. – Ты не умывалась?” “Я дома три раза умывалась!..” – оправдывается Оля… “Сейчас же иди и умойся! – приказывает санитарка. – А то к занятиям не допущу!” И Оля послушно бежит умываться…» (Шварц, [1949] 1960, 36–37).
О перв. пол. 1950-х гг.: «У каждого ученика есть свои общественные обязанности. Санитарами дети работают охотно: обязанность почётная и видная. Приходя домой, с торжеством объявляют: “Мама! Меня назначили санитаром!” Через некоторое время санитаром выбирается другой ученик. В классе в каждом ряду обычно два санитара, каждый из них должен иметь при себе санитарную сумочку и на рукаве повязку с красным крестом. Хорошо, если ученик сам сделает и то и другое. Каждому рано или поздно придётся побывать санитаром» (Жилкина 1956, 107).
О 1957–1959 гг. в Шадринске: «[Рассказывает] Завьялова Л.Е, 1949 г. р.: “Ребята-санитары утром по понедельникам при входе в класс проверяли чистоту рук и воротничков с манжетами”…» (Завьялова, 2005, 8–9).
О нач. 1960-х гг.: «Обычно перед уроком Вера Ивановна проверяет “личную гигиену”. Осматривает маленькие ладошки, шеи, уши, воротнички и носовые платки… “Правильно, – резюмировала Вера Ивановна. – Но теперь проверять всё это у вас буду не я. Пусть проверяет самая аккуратная девочка Мила. Она станет нашим санитаром”… Ей тут же вручили атрибуты санитарной власти – нарукавную повязочку с красным крестом и маленькую сумочку. Милиному восторгу не было предела. Ребята ей откровенно завидовали. Теперь перед началом урока Вера Ивановна могла спокойно заниматься своим делом – обычно сидела, проверяла тетради, а Мила и ещё два выделенных по рядам санитара осматривали ребят. “У меня все чистые”, – докладывала склонная к компромиссам Лена. “У Коли грязные ногти. А Сережа Крюков не вымыл шею, он меня не слушался”, – жаловалась Мила. К своим обязанностям санитары относились исключительно серьезно. Их уважали и немножко завидовали» (Волков, 1965, 45–46).
О Перми в 1964 г.: «Обязательны белые подворотнички, их чистоту в классе проверяли “санитары”» (Киршин, 2002). Об учениках третьего класса в конце 1960-х – нач. 1970-х гг.: «Я в тот день была дежурной санитаркой по классу. Подошла к Селиверстову и говорю: “Селиверстов, у тебя уши грязные! Ставлю тебе двойку за чистоту”. Ну что я такого сказала?! Так вы бы на него посмотрели! Он весь побелел от злости. Кулаки сжал, зубами заскрипел... И нарочно, изо всей силы, как наступит мне на ногу! У меня нога два дня болела. Я даже хромала. С Селиверстовым и до этого никто не дружил, а уж после этого случая с ним вообще весь класс перестал разговаривать» (Пивоварова, 1979, 25).
О Москве в 1983 г.: «…Нет такой должности в классе, которая попала бы случайному человеку. И санитаркой становится (где ещё остались санитарки) самая чистюля, а цветы поливает обязательно самая добрая девочка» (Иванов, [1984] 1992, 332–333). Об октябрятах 1980-х гг.: «[Серёжа усадил ребят и сказал: “Сегодня у нас важный разговор о том, какие поручения вы будете выполнять в звёздочке и группе... Вот мне поручили быть вашим вожатым… Кроме командира, в звездочке должен быть санитар, который проверяет, у всех ли вымыты руки, подстрижены ногти и волосы, есть ли чистые носовые платки. Кого вы предлагаете выбрать санитаром? “Наташу”. “Наташа, попроси маму сшить санитарную сумку. В ней ты будешь носить бинт, вату, маленькие ножницы”» (Бесова, 1988, 19).
473.21 кб
Исследование санитарно-гигиенических факторов образовательного процесса в условиях проведения компле
Разработка реестра факторов безопасности, методики и критериев оценки, алгоритма реализации санитарно-гигиенического мониторинга безопасности, баз данных по санитарно-гигиеническому направлению мониторинга и формата представления