САМОВОСПИТАНИЕ

Найдено 36 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Самовоспитание
целенаправленное воздействие индивида на самого себя с целью выработки желаемых черт характера.

Источник: Педагогика с методикой преподавания специальных дисциплин.

САМОВОСПИТАНИЕ
сознательная деятельность человека, направленная на развитие у себя положительных качеств личности.

Источник: Краткий словарь современной педагогики.

Самовоспитание
целеустремленная работа личности по само совершенствованию своих психологических и социальных качеств.

Источник: Словарь социального педагога и социального работника

Самовоспитание
осознанная и целеустремленная работа человека по формированию у себя желаемых черт, качеств и форм поведения.

Источник: Военная педагогика

САМОВОСПИТАНИЕ
сознательная деятельность человека, направленная на выработку и совершенствование своих положительных качеств.

Источник: Информация образование дидактика история методы и технологии обучения. Словарь ключевых понятий и определений. 2017

САМОВОСПИТАНИЕ
целенаправленная, активная деятельность преподавателя, направленная на формирование у себя положительных качеств.

Источник: Терминологический словарь-справочник по психолого-педагогическим дисциплинам.

САМОВОСПИТАНИЕ
систематическая и сознательная деятельность человека, направленная на саморазвитие и формирование своей базовой культуры.

Источник: Словарь педагогического обихода. Псков ПГПИ 2003

Самовоспитание
процесс усвоения человеком опыта предшествующих поколений посредством внутренних душевных факторов, обеспечивающих саморазвитие.

Источник: Словарь социального педагога и социального работника

САМОВОСПИТАНИЕ
сознательная, целенаправленная деятельность человека по совершенствованию своих положительных качеств и преодолению отрицательных.

Источник: Словарь психолого-педагогических понятий. Справочное пособие для студентов всех специальностей очной и заочной форм обучения.

САМОВОСПИТАНИЕ
сознательная деятельность, направленная на возможно более полную реализацию себя как личности [24, c. 132; 66, c. 330; 67, c. 350; 82, c. 679].

Источник: Современный образовательный процесс, основные понятия и термины

САМОВОСПИТАНИЕ
сознательная и целенаправленная деятельность человека по формированию и совершенствованию у себя положительных и устранению отрицательных качеств.

Источник: Терминологический словарь-справочник по психолого-педагогическим дисциплинам.

Самовоспитание
сознательная деятельность, направленная на возможно полную реализацию человеком себя как личности. С. находится в непрерывной взаимосвязи с воспитанием.

Источник: Словарь социального педагога и социального работника

Самовоспитание
сознательная работа личности над собой в целях обогащения знаний, умений и навыков, формирование определенных качеств и устранение осознанных недостатков.

Источник: Краткий терминологический словарь по библиотерапии

САМОВОСПИТАНИЕ
выработка человеком у себя таких личностных качеств, которые представляются ему желательными. Наиболее интенсивно самовоспитание осуществляется в подростковом возрасте.

Источник: Профессионально-педагогические понятия. Словарь. 2005

Самовоспитание
процесс целенаправленного изменения своей личности, характера, отдельных сторон и качеств, осуществляемый субъектом по внутренним убеждениям и регулируемый самосознанием.

Источник: Глоссарий по педагогике.

Самовоспитание
деятельность, направленная на изменение собственной личности в целях устранения тех или иных недостатков и формирования положительных свойств, отвечающих личному плану развития.

Источник: Педагогический тезаурус. 2016 г.

Самовоспитание
осознанная, целеустремленная деятельность человека, направленная на саморазвитие, самообразование, совершенствование положительных и преодоление отрицательных личностных качеств [68, с. 17].

Источник: Краткий словарь-справочник по гражданско-патриотическому воспитанию. Челябинск. 2014

САМОВОСПИТАНИЕ
сознательная деятельность, направленная на возможно более полную реализацию человеком себя как личности в деле самосовершенствования положительных и преодоления отрицательных качеств и привычек.

Источник: Социальная педагогика краткий словарь понятий и терминов. РГСУ. Москва

САМОВОСПИТАНИЕ
целенаправленный, сознательный процесс совершенствования Нравственных, интеллектуальных и физических качеств самойличности и преодоление ею имеющихся недостатков в соответствии с идеалами и ценностями, которые свой ственны этой личности.

Источник: Словарь по образованию и педагогике.

Самовоспитание
сознательная деятельность, направленная на возможно более полную реализацию человеком себя как личности, основываясь на активизации механизмов саморегуляции. Самовоспитание предполагает наличие ясно осознанных целей, идеалов, личностных смыслов [34, с 299].

Источник: Краткий словарь-справочник по гражданско-патриотическому воспитанию. Челябинск. 2014

САМОВОСПИТАНИЕ
осознанная, целенаправленная самостоятельная деятельность, направленная на развитие в себе социально одобряемых, нормативных качеств личности и совершенствование образа жизни через «приватизацию» духовных ценностей, традиций, обычаев, принятых в данном обществе и преодолению отрицательных, негативных качеств.

Источник: Социально-педагогический словарь. 2016 г.

Самовоспитание
одна из основных категорий военной педагогики. С. отражает целенаправленную сознательную деятельность воинов по формированию и совершенствованию у себя положительных качеств личности и преодолению отдельных отрицательных качеств, привычек. Цели С. меняются и усложняются с изменением социальных условий развития, с возрастом.

Источник: Психолого-педагогический словарь офицера воспитателя корабельного подразделения

САМОВОСПИТАНИЕ
сознательная и целенаправленная деятельность человека по формированию и совершенствованию у себя положительных и устранению отрицательных качеств. Главным условием С. является наличие истинного знания о себе, правильной самооценки, самоосознания, четко осознанных целей, идеалов, личностных смыслов. С. находится в неразрывной взаимосвязи с воспитанием.

Источник: Педагогический словарь

Самовоспитание
способ самоорганизации разума и нравственно-эстетического чувства, интеллектуального и эмоционального творческого самоуправления. Обусловлено воспитуемостью человека, его способностью переводить внешние воспитательные воздействия, взаимодействия, противодействия во внутренней план, осуществлять переход внешнего воспитания в осознанное внутреннее самовоспитание.

Источник: Педагогический словарь-справочник. Ч. 1 учебно-методическое пособие для студентов магистрантов аспирантов и педагогов 2016

Самовоспитание
1) деятельность субъекта по формированию у самого себя положительных качеств и преодолению отрицательных (без непосредственного руководства другим субъектом); 2) сознательная деятельность, направленная на возможно более полную реализацию человеком себя как личности, основываясь на активизации механизмов саморегуляции. Самовоспитание предполагает наличие ясно осознаваемых целей, идеалов, личностных смыслов.

Источник: Педагогика и психология высшей школы методика работы с понятийным аппаратом. 2013

САМОВОСПИТАНИЕ
разновидность самосовершенствования; стремление индивида приобрести новые или изменить к лучшему сложившиеся черты характера и социальные качества, а также действия, предпринимаемые в этой связи. В процессе самовоспитания учащиеся анализируют свои поступки, выделяют положительные качества и недостатки, от которых нужно избавиться; ставят цели и разрабатывают программу деятельности по совершенствованию одних и устранению других качеств; участвуют в учебной, трудовой деятельности по достижению поставленных целей; осуществляют саморегуляцию этой деятельности: самоконтроль, самоанализ, самооценку ее хода и результатов, а при необходимости и корректировку целей и задач.

Источник: Профессиональное образование. Словарь

Самовоспитание
это процесс усвоения человеком опыта предшествующих поколений за счет и посредством внутренних душевных факторов, обеспечивающих развитие. В самовоспитание входит самоцелеполагание, саморегуляция, самоуправление, самопознание, самоприказ, самоконтроль и т.д. Чем больше человек набирается жизненного опыта, тем больше у него появляется таких черт, которые помогают ему самостоятельно, автономно корректировать свой характер: защищать себя, компенсировать недостатки, усиливать достоинства, дополнять, акцентировать и т.д. Личность развивает в себе способность созидать сама себя. Самовоспитание характеризует личность активную, целенаправленную, ответственную. Оно является важнейшим механизмом духовно-нравственного развития человека.

Источник: Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

САМОВОСПИТАНИЕ
(англ. self-development). Сознательная и целенаправленная деятельность человека на совершенствование своих положительных качеств и преодоление отрицательных. Элементы С. имеются уже у дошкольников. В подростковом возрасте решающую роль в С. начинает играть самооценка. Важным мотивом С. становится недовольство собой в результате осознания своих недостатков, несоответствия своим идеалам (так называемый «комплекс неполноценности»). В юношеском возрасте С. приобретает более зрелый и целенаправленный характер благодаря возникшему осознанию своего места в мире, формированию осознанных мотивов. Эффективности С. способствует реалистическая самооценка, соответствующая реальным способностям и возможностям человека. С. – дело всей жизни человека.

Источник: Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам).

Самовоспитание
целенаправленное управление своим развитием, процесс самосовершенствования личности, основанный на ее стремлении к самореализации. Психологическим условием С. является недовольство собой. Неудовлетворенность собой возникает у личности в случае разрыва «Я-идеального» с «Я-реальным» (И. С. Кон). С. проходит несколько этапов: самонаблюдение, самоанализ, самооценка, постановка цели, разработка программы, осуществление программы самовоспитания. Для того чтобы реализовать задачи самовоспитания, личность должна овладеть всем арсеналом педагогических методов: самоотчет, самовнушение, самоконтроль, самоубеждение, самопоощрение, самокритика и др. Педагог должен видеть свою роль не в том, чтобы исправлять какие-либо качества личности, а в том, чтобы помочь человеку увидеть путь самосовершенствования, поддерживать желание ставить для себя новые сверхзадачи с тем, чтобы самосовершенствование осуществлялось в социально приемлемых формах.

Источник: Педагогический словарь 2008 г.

Самовоспитание
сознательная деятельность, направленная на возможно более полную реализацию человеком себя как личности. Основываясь на активизации механизмов саморегуляции, С. предполагает наличие ясно осознанных целей, идеалов, личностных смыслов. С.– относительно позднее приобретение онтогенеза, связанное с определенным уровнем самосознания, критического мышления, способности и готовности к самоопределению, самовыражению, самораскрытию, самосовершенствованию. С. базируется на адекватной самооценке, соответствующей реальным способностям человека, на критическом анализе им своих индивидуальных особенностей, потенциальных особенностей и потенциальных возможностей. По мере повышения степени осознанности С. становится все более значительной силой саморазвития личности. С. находится в неразрывной взаимосвязи с воспитанием, не только подкрепляя, но и развивая процесс формирования личности. Необходимыми компонентами С. являются самоанализ личностного развития, самоотчет и самоконтроль. В приемы С. входят самоприказ, самоодобрение, самовнушение, самодисциплина.

Источник: Словарь-справочник современного общего образования акмеологические валеологические и экологические тайны.

САМОВОСПИТАНИЕ
сознательная, целенаправленная деятельность человека по совершенствованию своих положит, качеств и преодолению отрицательных. Элементы С. присутствуют у детей уже в дошк. возрасте. В этот период ребенок еще не может осмыслить свои личностные качества, но уже в состоянии понять, что его поведение может вызвать как положительную, так и негативную реакцию со стороны взрослых. Потребность в самопознании, самоанализе и самооценке начинает проявляться в подростковом возрасте. Из-за отсутствия достаточного социального опыта и пси-хол. подготовки подростки не всегда способны понять мотивы собств. поступков и осуществлять С. без помощи взрослых. Им необходимо тактичное пед. руководство. В юношеском возрасте, когда личностные качества человека в значит. степени сформированы, С. становится более целенаправленным и осознанным, чем в подростковом. В процессе выработки мировоззрения, проф. самоопределения у юношей и девушек ярко выражена потребность в С. интеллектуальных, нравств. и физич. качеств личности в соответствии с идеалами и ценностями, к-рые свойственны данному обществу, ближайшему окружению, группе. Уровень С. - результат воспитания личности в целом.

Источник: Российская педагогическая энциклопедия

Самовоспитание
сознательная, целенаправленная деятельность человека, направленная на совершенствование своих положительных качеств и преодоление отрицательных. Элементы самовоспитания присутствуют уже у дошкольников. Малыш ещё не может осмыслить свои личностные качества, но уже в состоянии понять, что его поведение может вызвать как положительную, так и негативную реакцию со стороны взрослых. Потребность в самопознании, самоанализе, самооценке и самоконтроле наиболее отчётливо начинает проявляться в подростковом возрасте. Однако из-за отсутствия достаточного социального опыта и психологической подготовки подростки не всегда способны понять мотивы своих собственных поступков и нуждаются в тактичной педагогической помощи взрослых. Самовоспитание становится более осознанным и целенаправленным в юношеском возрасте, когда у молодых людей личностные качества сформированы в большей степени. В процессе выработки мировоззрения, профессионального самоопределения у юношей и девушек появляется ярко выраженная потребность в самовоспитании интеллектуальных, нравственных и физических качеств личности в соответствии с идеалами и социальными ценностями, которые свойственны данному обществу, ближайшему окружению. Уровень самовоспитания – результат воспитания личности в целом.

Источник: Терминологический словарь студента. Красноярск. 2016

САМОВОСПИТАНИЕ
один из трех аспектов самообразования – деятельность человека, направленная на изменение своей личности в соответствии с сознательно поставленными целями, сложившимися идеалами и убеждениями. Самовоспитание предполагает определенный уровень развития личности, ее самосознания, способности к ее анализу при сознательном сопоставлении своих поступков с поступками других людей. Отношение человека к своим потенциальным возможностям, правильность самооценки, умение видеть свои недостатки характеризуют зрелость человека и являются предпосылками организации самовоспитания. Самовоспитание предполагает использование таких приемов, как самообязательство (добровольное задание самому себе осознанных целей и задач самосовершенствования, решение сформировать у себя те или иные качества); самоотчет (ретроспективный взгляд на пройденный за определенное время путь); осмысление собственной деятельности и поведения (выявление причин успехов и неудач); самоконтроль (систематическая фиксация своего состояния и поведения с целью предотвращения нежелательных последствий). Самовоспитание осуществляется в процессе самоуправления, которое строится на основе сформулированных человеком целей, программы действий, контроля за выполнением программы, оценки полученных результатов, самокоррекции. Литература: [20].

Источник: Педагогика. Словарь системы основных понятий.

САМОВОСПИТАНИЕ
сознательная и целенаправленная работа личности по формированию и совершенствованию у себя положительных и минимизации отрицательных качеств.
Необходимым условием С. является наличие истинного знания о себе, правильной самооценки, самосознания. С. обусловлено рядом субъективных и объективных причин: стремлением стать лучше, требованиями общества к гражданам, их образованию и качествам; педагогическими воздействиями, которым подвергался учащийся в процессе обучения и воспитания. Под влиянием этих причин создаются внутренние предпосылки для С., формируются потребности, взгляды и убеждения, уточняются или складываются жизненные идеалы и цели.
Основываясь на активизации механизмов саморегуляции, С. предполагает наличие ясно осознанных целей, личностных смыслов. Необходимыми компонентами С. являются: рефлексия личностного развития, самоотчет, самоконтроль. В приемы С. входят: удовлетворенность, самосуждение, самовнушение, самоубеждение и самоприказ. С. чаще возникает в подростковом возрасте, но его можно наблюдать и в поведении людей более позднего возраста. В подростковом возрасте решающую роль в С. играет самооценка. Важным мотивом становится недовольство собой, своими достижениями, несоответствие своим идеалам. С. большинство людей практически занимаются всю жизнь.

Источник: Акмеологический словарь

САМОВОСПИТАНИЕ
специфическая универсальная внутренняя деятельность по обеспечению навыками, умениями, знаниями, способностями необходимыми для осуществления разнообразных видов предметной, практически-духовной и духовной деятельности (труда, общения и познания), развитию и поддержанию различных потенциалов (интеллектуального, коммуникативного, художественного и др.) человека. С. – универсальный способ разрешения противоречий между необходимостью деятельности по удовлетворению разнообразных (биологических, социальных и духовных) потребностей индивида и реальной способностью ее осуществлять, наряду с самосовершенствованием одна из высших форм осознанного саморазвития человека, средство вторичной социализации и индивидуализации личности. Реализуется через целенаправленную, свободно предпринимаемую, активную деятельность по выработке и совершенствованию социальных (деловых, профессиональных, моральных и др.) качеств, способностей, психических и физических свойств, устранение, преодоление устаревших стереотипов поведения, негативных черт, физических и психических недугов, дефектов, восстановление и укрепление здоровья, развитие тела и духа в соответствии с идеалом и/или собственным биографическим проектом. С. в различных исторических условиях, в зависимости от меры демократичности общественной системы, соотношения внешнего социального контроля и самоконтроля, степени свободы самореализации индивида, с одной стороны, на различных возрастных этапах, в зависимости от уровня личностного развития, с другой, может проявляться в формах социальной адаптации, социальной саморегуляции и самосозидания. Направленность С. личности зависима от ее ценностных ориентаций, мировоззрения, определенности смысложизненной позиции. Следовательно, оно может носить просоциальный или асоциальный, конструктивный или деструктивный характер, эгоистическую или альтруистическую, гуманистическую или иную нацеленность. Выделяют интеллектуальное, нравственное, профессиональное, эстетическое, политическое, физическое и другие виды С. (Донцов И. А. Самовоспитание личности. Философско-этические проблемы. – М., 1984; Ковалев С. М. Воспитание и самовоспитание. – М., 1986; Кочетов А. И. Как заниматься самовоспитанием. – Минск, 1991; Лозовой В. А. Самовоспитание личности: философско-социологический анализ. – Х., 1991; Рувинский Л. И. Самовоспитание личности. – М., 1984). В. А. Лозовой

Источник: Глоссарий современного образования.

САМОВОСПИТАНИЕ
сознательное и целенаправленное освоение человеком многообразного социального опыта, совершенствование себя в различных направлениях в соответствии с интересами личности и общества, необходимое условие и средство обновления воспитательной работы в профессиональных учебных заведениях.
Элементы С. на основе сознательного подражания поведению старших и сверстников, становления самостоятельности встречаются у детей дошкольного возраста. В младшем школьном возрасте наблюдается эпизодическое С., связанное в основном с выработкой умений правильно учиться и с физическим развитием. Подростки уже работают над собой в различных направлениях и добиваются больших успехов в С.
Наиболее благоприятная пора для С. – юношеский возраст, когда оно осуществляется под влиянием выбора профессии, в процессе жизненного самоопределения. С. в этом возрасте приближается к С. взрослых и связано с направленностью личности, решением наиболее важных жизненных проблем, стоящих в данный момент перед молодым человеком.Многочисленными исследованиями установлено, что у каждого возраста – свои возможности для С. Однако эти возможности реализуются не всегда и не полностью. К тому же С., как и воспитание, при определенных условиях может иметь и негативный характер. Это проявляется и в выборе цели, и в содержании, и в определении средств и способов работы над собой. Результаты самовоспитания не всегда отвечают интересам общества и этого нельзя не учитывать.
Истинным С. является такое, которое направлено на выработку человеком положительных, социально ценных качеств и устранение отрицательных, нежелательных качеств, развитие им своих сил и способностей, отвечающих интересам общества и самой личности.
С. – управляемое личностью саморазвитие. Но С. и саморазвитие не одно и то же. С. – высшая форма саморазвития. Зрелое С. предусматривает сознательное и целенаправленное участие человека в разностороннем развитии собственной личности.
При С. учащийся уже не подражает, а стремится сам определить свою цель и достичь ее освоенными им или новыми средствами и способами. Здесь уже имеет место его творчество.
Движущими силами С. являются определенные противоречия. Во-первых, это противоречия между требованиями, предъявляемыми к учащимся, и их реальным поведением. Осознавая требования общества, коллектива и видя, что его деятельность не соответствует им, человек вынужден изменить себя таким образом, чтобы соответствовать предъявляемым ему требованиям. Педагогам при этом надо иметь в виду, что требования должны быть посильными и сочетаться с их помощью, иначе они могут не стать движущей силой С.
Во-вторых, это противоречия между желанием и неумением учащихся работать над собой из-за недостаточной требовательности к себе, слабости силы воли, незнания методики С. Здесь многое зависит от соответствующей психолого-педагогической подготовки учащихся к работе над собой, осуществить которую призваны педагоги.
В-третьих, это противоречия, проявляющиеся в несоответствии результатов поставленным целям и задачам самоизменения. Например, учащийся строго и точно стремился выполнять намеченную программу своей жизнедеятельности, однако достигнутый результат оказался для него не таким, каким ожидался. Это может отрицательно сказаться на его дальнейшей работе над собой, способствовать потере веры в свои силы. В подобных случаях опытные педагоги стремятся показать учащимся причины неудач, убедить их в целесообразности многократного повторения действий, составляющих дело, за которое они взялись. Цели и задачи С. должны быть достижимыми, иметь определенные промежуточные рубежи.
В развитии С. прослеживается ряд этапов.
I этап – осознание необходимости работы над собой. Оно возникает, в свою очередь, в результате осознания внешних требований, развития внутренней неудовлетворенности собой. Этому способствует организация самопознания учащихся, предусматривающая регулярное самонаблюдение, сравнение себя с другими, с идеалом, самоанализ, объективную самооценку.
II этап – определение программы С., поиск ответов на вопросы, что, когда и как предстоит сделать, чтобы стать не таким, какой я есть сегодня, а таким, каким хочу видеть себя завтра. Конечно, здесь очень многое зависит от того, насколько хорошо учащиеся видят себя в настоящем и будущем.
III этап – это, как правило, поисковое С. Учащиеся стремятся попробовать себя в той или иной области личного самосовершенствования, убедиться в своих силах и возможностях, при необходимости внести коррективы в свои планы. На этом этапе имеет место ориентация С. на других, приспособление, подражание и только после этого наступает более зрелое С.
IV этап – это активная работа над собой, осознанное и целенаправленное изменение себя в различных направлениях развития в соответствии с интересами общества и самой личности. Этот труд практически длится всю жизнь человека, в нем проявляются признаки и предыдущих этапов: соотнесение внутренней неудовлетворенности с внешнимитребованиями, корректирование программы С., поиски новых средств работы над собой, что, в свою очередь, возможно благодаря постоянному самоанализу и самооценке.
Такое выделение этапов зарождения и развития самовоспитания условно, они часто переплетаются друг с другом, но тем не менее существуют, и их необходимо учитывать.
Каковы основные признаки С.?
Изменения в физическом и психическом состояниях человека зависят от его жизнедеятельности. Поэтому и С. прежде всего носит деятельностный характер. С. – это деятельность человека (самодеятельность), являющаяся средством его самореализации, самовыражения, совершаемая им не по принуждению, а по собственному желанию, осознанно, на уровне определенных мировоззренческих установок. Не каждый человек и не каждый день совершает выдающиеся подвиги, но каждый ежедневно совершает хорошие или плохие поступки по отношению к товарищам, родителям, учителям, младшим и старшим, к своему основному делу – труду или учебе, к вещам, природе, наконец, к самому себе, которые и составляют его поведение.
Эффективность С., как и любой другой деятельности, зависит от степени заинтересованности, мотивации, направленной на удовлетворение многообразных материальных, социальных и духовных потребностей. Если же жизнедеятельность протекает стихийно, то и изменения в психическом и физическом развитии тоже могут быть стихийными и вместо развития может иметь место деградация личности.
С. – одновременно и социальное, и психологическое, и педагогическое явление, причем решающая роль в нем принадлежит социальным факторам. И это понятно: человек живет в обществе и не может быть свободным от него. Он наследует систему различных форм деятельности и отношений, которая устанавливается между людьми – родителями и детьми, педагогами и учащимися, между детьми и т.п. Общественные отношения во многом определяют изменения личности. Хотим мы этого или нет, ребенок развивается в системе общественных отношений – это заложено в нем природой. Образ жизни общества формирует человека (другой вопрос, в какой мере и как), поэтому С. – социальный по своей сущности процесс.
С. – закономерное явление в развитии личности. Оно возникает на определенном этапе ее развития и является результатом воспитания. Так, если в дошкольный период господствующим в жизни человека является воспитание, то в подростковом возрасте оно подкрепляется уже С., а в юношеском возрасте С. становится самостоятельным и доминирующим процессом. Тем самым можно сказать, что С. – динамичный, развивающийся процесс. Это обусловлено также и тем, что с возрастом и развитием общества изменяются и требования к человеку, и, чтобы соответствовать им, он должен постоянно работать над собой.
По отношению к воспитанию С. является и его необходимым условием, и средством, и одним из его критериев.
С. немыслимо без активного отношения человека к окружающему миру и к себе, той деятельности, которой он занят. Сегодня, в условиях обновления общества требуется новое отношение каждого человека к себе, способность самосовершенствоваться. Мы ничего не изменим в обществе, пока не изменимся сами. В то же время, чтобы изменить себя, мы должны активно участвовать во всех преобразовательных процессах, происходящих в обществе. Такова диалектика.
Изменяя мир, человек изменяет и сам себя. Причем, чем больше он изменяет мир, тем более осознанным и целенаправленным становится и его самоизменение.
Безусловно, что «изменять мир» человек может как в положительном, так и в отрицательном направлениях (хотели же повернуть северные реки на юг!), собственно, изменяется он и сам. Стало быть, С. подобно воспитанию, может иметь и отрицательную направленность, что нельзя не учитывать в педагогической практике.
С. требует активного осознания личностью своего «Я» (самосознания), отношений с окружающим миром (определенного мировоззрения), своего жизненного опыта, самого процесса работы над собой. Чем выше уровень самосознания, тем более устойчивым иэффективным становится и С. Осознанию своего «Я» способствуют самопознание, самоанализ, самооценка. В свою очередь осознание своего поведения, своих отношений с внешним миром стимулирует дальнейшее самопознание, самоанализ и самооценку, а также способствует формированию целеустремленности и направленности С.
С. может рассматриваться и как самоуправление, управление собой, своим поведением, внутренним состоянием.
С. – волевой по своей природе процесс. Чем сильнее у человека развита воля, т.е. способность заставить себя достигнуть намеченных целей, преодолевая любые преграды, тем эффективнее и С. В свою очередь с помощью самовоспитания можно развить в себе волю. Эти процессы тесно взаимосвязаны между собой.
Чтобы получить представление о самовоспитании учащихся, необходимо знать определенные признаки, характеризующие этот процесс. К их числу относятся:
осознание учащимися своего образа жизни, своих достоинств и недостатков, адекватность самооценки;
требовательность к себе, недовольство собой, стремление стать лучше, осознание необходимости С.;
умение самостоятельно ставить перед собой определенные цели и задачи, наличие их; наличие идеала;
наличие определенной программы или плана для достижения поставленных перед собой целей и задач;
знание методики С., средств и способов работы над собой, владение ими;
конкретная деятельность в одном или нескольких направлениях своего развития, разносторонность С.;
устойчивость (систематическое, эпизодическое) и результативность С.
Конкретную информацию о С. учащихся позволяет получить использование комплекса диагностических методов.
Направленность С. учащихся профессиональной школы обусловлена всем предшествующим ходом их развития, воспитанием и требованиями, которые предъявляли к ним в семье, школе, та деятельность, которой они занимались до поступления в профессиональное учебное заведение.
С. учащихся нуждается в стимулировании со стороны более опытных в этом отношении людей – педагогов, родителей.
В процессе стимулирования С. учащихся педагог решает следующий комплекс задач: способствует самопознанию учащихся, формированию у них адекватной самооценки, включенности в разнообразные виды деятельности и социальные отношения, тем самым – овладению ими системой социальных ролей; помогает учащимся определенным образом организовать их жизнедеятельность, отбирает из окружающих условий необходимый материал; осуществляет отбор, модификацию и включение в учебно-воспитательный процесс педагогически целесообразных средств и стимулов С.; создает условия для саморазвития учащихся.
Критериями стимулирования С. являются включенность учащихся в работу над собой, адекватность содержания, средств и методов С. содержанию стимулирующей деятельности педагогов, полнота, глубина, регулярность и эффективность С.
Стимулирование С. эффективно при следующих условиях:
– если оно основано на единстве педагогической диагностики С. и самопознания учащихся, учитывает их предшествующий опыт, уровень и особенности работы над собой,преемственно с ним взаимосвязано и ориентирует учащихся на развитие рефлексивного отношения к себе и предстоящей профессиональной деятельности. Особенностью С. будущего молодого рабочего должен стать профессионально-нравственный характер работы над собой, направленность С. на развитие качеств, необходимых для преодоления трудностей, возникающих в процессе предстоящей профессиональной деятельности. Сегодня не обойтись также без ориентации на мировые стандарты образованности и воспитанности молодежи, овладения основами науки, культуры, права, здорового образа жизни. Надо обладать способностью думать, чтобы жить, адаптироваться к изменяющимся обстоятельствам;
– если оно пронизывает весь учебно-воспитательный процесс и внеучебную работу профессионального учебного заведения, направлено на освоение учащимися социальных ролей и учитывает личностно значимую доминанту в развитии каждой личности;
– если оно на основе оптимального отбора и применения разнообразных стимулов способствует осознанию учащимися самовоспитания как условия и средства личного и общественного благополучия, их включенности в социальные отношения, основанные прежде всего на профессиональной направленности их разнообразной деятельности и общения;
– если оно основано на демократизации и гуманизации отношений педагога и учащихся, их сотрудничестве, в процессе которого одни увлекают других своим образом жизни, личным примером. Наиболее стимулирующее влияние на учащихся оказывают те педагоги, которые сами занимаются С.
Лит.: Ковалев А.Г. Личность воспитывает себя. – М., 1983; Кочетов А.И. Педагогические основы самовоспитания. – М., 1974; Осипов П.Н. Стимулирование самовоспитания учащихся. – Казань, 1997; Рационализация самообразования, самоорганизации, самоконтроля учащихся средних профтехучилищ: Методические рекомендации / Сост. Н.В. Кузьмина, Р.Ф. Жуков, Ю.Н. Пароходов. – Л., 1988; Рувинский Л.И. Самовоспитание личности. – М., 1984.
П.Н. Осипов

Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.

Найдено научных статей по теме — 12

Читать PDF

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ САМОВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ ПРАВОСЛАВНОЙ ГИМНАЗИИ

Стерхов Алексей Алексеевич
Статья посвящена исследованию проблем современного общества, связанных с формированием личности подростка, а также изучению основных аспектов самовоспитания православного гимназиста.
Читать PDF

Самовоспитание военнослужащих как фактор самосовершенствования личности будущих офицеров

Манукян А. Р.
Статья «Самовоспитание военнослужащих как фактор самосовершенствования личности будущих офицеров» посвящена исследованию механизма самовоспитательного процесса военнослужащих и определению его роли в системе самосовершенствования
Читать PDF

Ориентация на самовоспитание как стратегия работы с «Трудными» подростками

Полозова Татьяна Валерьевна
Актуализация потребности в позитивно направленном саморазвитии (самосовершенствовании) является важным фактором преодоления дезадаптированности у подростков.
Читать PDF

О соотношении понятий «Самовоспитание» и «Самосовершенствование»

Илюхина Марина Олеговна
В статье в результате выявления общего между самовоспитанием и самосовершенствованием обосновывается, что данные понятия по своему содержанию являются тождественными.
Читать PDF

Воспитание, самовоспитание, иновоспитание

Романец И.
Читать PDF

Физическое самовоспитание и самосовершенствование в формировании здорового образа жизни студента

Мурашева М. В.
Читать PDF

Самовоспитание как основа непрерывного образования

Марченко Галина Владимировна
Читать PDF

Самовоспитание старшеклассников в современной школе

Совиньский Анджей Якуб
В предлагаемой статье представлен анализ результатов работы гимназий и лицеев в Щецине, ситуации, предшествующей появлению и развитию их самовоспитательной активности, отражающий: а)в какой мере они владеют и интересуются этой обл
Читать PDF

Самообразование и самовоспитание как средства формирования субъектности специалиста

Ларионова Ирина Анатольевна
Рассматриваются основные средства формирования субъектности специалиста — самообразование и самовоспитание. Подробно рассмотрены понятия «субъектность», «самообразование», «самовоспитание» и «самостоятельная работа».
Читать PDF

Самовоспитание вкуса как важный фактор всестороннего развития творческой личности

Мохонько Анатолий Павлович
Рассмотрены вопросы самовоспитания художественного вкуса в условиях любительского художественного коллектива. Самовоспитание осуществляется на основе самопознания и активной творческой деятельности участников.
Читать PDF

Самовоспитание здорового образа жизни военнослужащих и педагогическое руководство им

Мельник Александр Романович
На основе анализа практики формирования здорового образа жизни военнослужащих в частях Тамбовского территориального гарнизона Западного военного округа и анализа научных источников определены сущность процесса самовоспитания ЗОЖ в
Читать PDF

Профессиональное самовоспитание как условие становления личности молодого учителя в процессе постдип

Кутеева Наталья Геннадьевна
In the article the experience of practical activity of "Young Teacher" laboratory on the subject of professional self-education in the process of postgraduate education is generalized.

Похожие термины:

  • Самовоспитание военнослужащего

    целеустремленная, активная деятельность воина, направленная на формирование, развитие и совершенствование положительных и подавление, устранение у себя отрицательных качеств. Методы и приемы са
  • Самовоспитание педагога профессиональное

    сознательная и целенаправленная деятельность педагога по развитию своей личности как профессионала. С. п. п. предполагает: адаптирование своих индивидуально-неповторимых особенностей к требован
  • Методы самовоспитания

    способы управления собственным поведением (самоанализ, самоотчет, самоубеждение, самоприказ, самообязательство, самопоощрение, самонаказание, самовнушение, самоконтроль).